Лапис Георгий Андреевич
детский врач, невролог, кандидат мед. наук

Шабалов Николай Павлович – покровитель «маленьких людей»

Несколько предварительных слов. Эти записи сделаны в связи с юбилеем Николая Павловича, для подведения итогов (выражаясь словами Сомерсета Моэма – The Summing Up). Те люди, с которыми я разговаривал о юбиляре, принадлежат к его профессиональному окружению, поэтому в их характеристиках прежде всего звучит оценка его деловых качеств. Но человеческие свойства также присутствуют. Вероятно, наиболее интересно по этому вопросу могут высказаться его друзья. Я знаю только двух таких человек – Эдуард Кузьмич Цыбулькин и Вячеслав Андреевич Любименко – и обоих уже с нами нет. Поэтому пусть этот портрет будет по преимуществу деловой.

Николай Павлович Шабалов. Это известный человек в нашей стране? Ответ должен быть положительным, поскольку для ныне здравствующего российского врача-педиатра любого возраста при произнесении этого имени в голове сразу как минимум возникают те или иные шабаловские книги по педиатрии, начиная от учебника по детским болезням и кончая монографиями по неонатологии, эндокринологии и проч., без изучения которых профессиональная работа доктора-педиатра просто невозможна. По данным Росстата в 2012г в России работало 68.500 детских врачей и 10. 300 врачей общей практики, и многие из них не только читали его книги, но и непосредственно общались с ним и с сотрудниками руководимых им коллективов. Кроме того, нужно выйти за территорию Российской федерации и обсуждать тему до 1991г в рамках СССР, а еще несколько лет после 1991г – в рамках стран СНГ.  Что же касается числа маленьких пациентов (в возрасте от нуля) и их родителей, то выходит, что все родившиеся на территории России дети, ну, допустим, после 2000г получали, образно говоря «путевку в жизнь», благодаря результатам тех исследований, которые доктора успешно проводили на кафедре педиатрии ФУВа СПб Педиатрической Мед. Академии и кафедры и клиники детских болезней Военно-Медицинской академии.

С другой стороны, известность Н.П. Шабалова в информационном потоке СМИ не идет ни в какое сравнение с часто упоминаемыми политиками (не обязательно скандальными), или со звездами шоу-бизнеса, эстрады и кино.

Попробуем перечислить некоторые его социальные роли, которые он исполнял на протяжении жизни, его ученую степень, профессиональные посты, которые он занимает в настоящее время, присужденные ему почетные звания:

Житель (ребенок) блокадного Ленинграда, врач-педиатр, д.м.н., профессор, зав. кафедрой педиатрии СПб Педиатрической мед. академии (1985-2009гг), начальник кафедры и клиники детских болезней Военно-Мед. академии им С.М. Кирова (1993-2018г), президент регионального отделения Союза педиатров России в Санкт-Петербурге (с 2007г.); заслуженный деятель науки Российской Федерации (2003); лауреат премии Правительства РФ (2010); заслуженный врач Российской Федерации (2015).

 

  1. Становление личности

Как формируется личность таких людей?  Попробуем проследить основные вехи его жизни, но поскольку Н.П. Шабалов – ныне здравствующий классик, то проявим определенную степень отстраненности, дабы не «засахарить» продолжающего работать доктора.

 

Родился в Ленинграде 21.03.39г. Родители не имели отношения к медицине.   Крестили мальчика сразу после рождения в церкви в Гатчине, инициатива была матери, но отец не возражал. Когда началась Великая отечественная война, ребенку было 2г 3 мес. Отец ушел на фронт и с наградами вернулся после ее окончания, мать работала уборщицей в Технологическом институте.  В блокированном городе 2-3 летний ребенок мог выжить только при сочетании таких факторов, как – безграничная материнская любовь, пребывание в круглосуточном детском учреждении и колоссальное везение. Организация и успешная работа педиатрической службы в Ленинграде во время блокады – это заслуга самых разных людей, объединенных идеей – сделать так, чтобы дети, оставшиеся в смертельном кольце имели бы шансы на выживание.

 В 1946г мальчик пошел в школу, бывшую СПб гимназию №2. Уровень преподавания в ней был высоким, но не нужно ее идеализировать – это была нормальная советская школа и к этому времени она уже утратила все исторические связи со своей предшественницей. Примерно к 10-му классу у юноши сложилось четкое представление, что он хочет стать доктором. Окончив школу в 1956г, он понес документы в 1-й Медицинский институт, и, не пройдя по конкурсу, удовлетворился ЛПМИ (Лен. Педиатрический мед. институт), где требования к абитуриентам были несколько ниже.

1956г.

Комментарий Гуркина Юрия Александровича (родился в 1939г), врач–детский гинеколог, д.м.н, профессор, организатор и зав. первой в СССР кафедры детской и подростковой гинекологии СПб гос. пед. мед. Университета, президент 11-го Европейского конгресса детских и подростковых гинекологов 2008 г.: «Впервые я увидел Николая Шабалова на «морковке» в совхозе» Бугры» в сентябре на первом курсе ЛПМИ (1956г). Высокий…, хорошо сложенный парень с…по-девичьи румяными щеками…без передыху носился по грядкам, …переносил тяжелые ящики, скоморошничал напропалую, уподобляясь щедрому языческому божеству. Била в глаза эмоциональная мажорность, физическая и физиологическая избыточность…, вызывающее жизнелюбие этого молодого человека».

Только посещать институтские занятия Н.П. Шабалову было недостаточно. И со своим другом Э.К. Цыбулькиным на 3-м курсе в студенческом научном обществе(СНО) на кафедре патологической физиологии они выполнили экспериментальную работу на крысах «Роль глюкокортикоидов в устойчивости плодов и новорожденных к гипоксии». Работа была опубликована и с просьбой прислать ее оттиск к авторам обратились из лаборатории самого Ганса Селье (описавшего явление, названное им стресс). На 5-м курсе Н.П. Шабалов перешел в СНО на кафедру госпитальной педиатрии, а после окончания ЛПМИ остался на этой кафедре в аспирантуре.

Комментарий Ковалева Юрия Романовича (родился в 1939г) - д.м.н., профессор. зав. кафедрой факультетской терапии СПб Гос. педиатрической мед. академии, который вместе с Н.П. Шабаловым обучался в аспирантуре на кафедре госпитальной педиатрии ЛПМИ. «Для нас это был прекрасный период молодости и научных свершений.  В клинике проходили лечение дети с гематологической патологией со всей страны. В СССР детская лейкозология делала еще первые шаги и при лимфобластном лейкозе достижением считалась ремиссия в 4-6 месяцев. Несмотря на продолжающееся идеологическое противостояние с Западом в Гос. Публичной библиотеке были доступны с опозданием примерно на 1 год номера многочисленных европейских и американских медицинских журналов, академик А.Ф. Тур часто выезжал на международные конференции, постоянно переписывался с зарубежными коллегами, и по различным каналам на кафедру поступали современная исследовательская аппаратура, расходные материалы и лекарственные средства, в частности, для лечения гематологических заболеваний.»

А.Ф. Тур был уже в преклонном возрасте, но обязанности зав. клинической кафедры выполнял на традиционно высоком уровне, неукоснительно выдерживая график обходов и лекций, вникая во все детали жизни коллектива. Без исключения все сотрудники кафедры и клиники испытывали к своему руководителю глубокое уважение, которое питалось зрелищем его постоянной многогранной, но неизменно эффективной трудовой деятельности, различные аспекты которой были видны и понятны всем членам коллектива. Для Н.П. Шабалова Учитель обладал непререкаемым авторитетом и, возможно, уже тогда аспирант подмечал те ценные черты ученого, доктора и, прежде всего, человека, которые притягивали к А.Ф. Туру людей.

Итак, как оказалось, не забывая о неонатологии, Н.П. Шабалов погрузился в педиатрическую гематологию, результатом чего была в 1967г защищена кандидатская диссертация по лейкозологии, а в 1977г – докторская по геморрагическим диатезам.

 

  1. Детская городская больница №1

 

 Комментарий Кагана Анатолия Владимировича (род. в 1950г), детский хирург, д.м.н., главный врач ДГБ № 1 СПб с 1991г, почётный член Международной академии наук Сан-Марино и Педиатрического общества Калифорнии; заслуженный врач Российской Федерации. «Начиная с 1968г в Ленинграде среди лиц, принимающих решение по вопросам здравоохранения, сложилось устойчивое мнение, что городу остро необходима новая современная многопрофильная детская больница. Действительно, последняя полноценная и работающая по сей день детская больница (ныне им. Раухфуса) была открыта в СПб в 1869г. Педиатрический институт, менявший свой статус с момента основания (1902г), видимо не рассматривался как детская больница. Организаторы процесса подошли к решению проблемы фундаментально. Победила идея, что в будущей многопрофильной детской больнице отделения, где будут получать лечение новорожденные в критическом состоянии, станут центральным звеном общей неонатологической службы города, которая бы объединяла все родильные дома, позволяла бы постоянно отслеживать (оценивать угрозометрические показатели) состояние жизнедеятельности всех новорожденных в критическом состоянии, и  при объективной необходимости своевременно транспортировать их в ДГБ № 1, № 17 или № 5, для проведения всех неотложных, а в дальнейшем плановых лечебных мероприятий, а именно: оперативное лечение, реанимация и интенсивная терапия, лечение инфекции или «доращивание». Постепенно все перечисленное удалось организовать и, самое главное, наладить устойчивую планово-экстренную работу с детьми, диапазон заболеваний у которых простирался от атрезии пищевода до экстремально низкой массы тела. В создании именно такой, как было задумано, детской городской больницы принимало участие множество людей, но среди докторов, вероятно, «движущей силой» были те, чьи, фамилии мы перечислим по алфавиту: Г.А. Баиров, И.М. Воронцов, К.Л. Дрейер, Г.А. Зайцев, В.А. Любименко, Т. К. Немилова, А.В. Папаян, Э.К. Цыбулькин, Н.П. Шабалов.

ДГБ № 1 была открыта 1 июня 1976г. 

Студенческий интерес Н.П. Шабалова к периоду новорожденности* и шире – к перинатальному периоду** в жизни ребенка, и те знания, которые он постепенно аккумулировал, были предпосылкой к тому, чтобы главный врач ДГБ № 1 Г.А. Зайцев предложил осуществлять методическое руководство двумя отделениями патологии новорожденных в этой больнице Н.П. Шабалову и Э.К Цыбулькину.

Э.К. Цыбулькин и Н.П. Шабалов около 2000г.

*       Период новорожденности – это период адаптации ребенка к условиям внеутробной жизни, с момента рождения до 28 дня жизни.

** -   Перинатальный период - начинается с 28 (22) недели беременности (включает в себя период до родов – антенатальный, собственно период родов (интранатальный) и заканчивается через 7 дней после рождения (постнатальный).

Перинатология - (др.-греч. peri — вокруг + лат. natus — рождение + др.-греч. λόγος — учение, наука) — наука, которая изучает перинатальный период. находится на стыке акушерства и педиатрии.

Комментарий Любименко Вячеслава Андреевича (1942-2017гг), врач-педиатр, неонатолог, к.м.н., один из основателей службы анестезиологии и реанимации новорожденных в Ленинграде; зав. отделения реанимации новорожденных (1980-2017гг), лауреат международной премии «Профессия-жизнь» (2007).

-«С момента открытия новой больницы наше отделение тесно сотрудничало с Н.П. Шабаловым. Именно с его участием создавались отделения реанимации и реабилитации новорожденных, отрабатывалась их деятельность, и с этих пор еженедельно по вторникам и пятницам Николай Павлович приезжал, проводил конференцию с врачами и далее делал обход. Всегда к его обходу готовят сложных и непонятных детей. И еще одна его особенность – это то, что он чрезвычайно плодовит за счет умелого привлечения к труду молодых сотрудников и собственной работы по субботам и воскресеньям».

В.А. Любименко, 2017г.

Комментарий Пшеничной Ксении Ивановны (род. в 1949г)., детский гематолог, д.м.н., профессор каф. педиатрии, фтизиопульмонологии и эндокринологии ФП и ДПО в СПбГПМУ, состоит в Национальном обществе детских гематологов, онкологов: «Открытие ДГБ №1 было выдающимся событием в жизни Ленинграда, и доктора, которых по отбору пригласили в ней работать, обладали высокой квалификацией и самооценкой, что, с одной стороны, объективно повышало качество работы, но одновременно создавало предпосылки для межличностных конфликтов. Когда началась перестройка со всякими жизненными сложностями, на утренних врачебных конференциях порой царила непростая психологическая обстановка, что в значительной степени определялась личностью доктора, который вел конференцию, и некоторые спикеры считали, что публичные выпады с председательского места по отношению к сидящим в зале коллегам – это нормально. Всегда, когда в зале присутствовал Н.П. Шабалов, его выступление вносило рациональное начало, успокоение и в результате эмоциональные всплески удавалось унять. Вот эта способность создавать гармоничные отношения в обществе людей всегда была и остается одной из сильных сторон его личности, как руководителя коллектива, так и просто члена сообщества.»

Насколько эффективно работало детское здравоохранение в Ленинграде-Санкт-Петербурге и в стране в целом? Демографический показатель - младенческая смертность – важная характеристика общего состояния здоровья и уровня жизни населения страны, региона. Важны не только абсолютные цифры, так и сравнительные величины с другими развитыми странами. Обсуждаемые события происходили в 70-90-е годы прошлого столетия. Путь в избранном направлении был сложен, но постепенно по мере распространения по всей России отработанных в Ленинграде-СПб методов работы с критически больными детьми в перинатальном периоде младенческая смертность продолжала снижаться не только в самых больших городах, но и по всей стране в целом. Динамика младенческой смертности за 103 года на территории нашей страны выглядит следующим образом (Рис 1). Сравнительные цифры в разных странах мира по данному показателю за 2012г – в Табл. 1


Дополнительная информация по величине младенческой смертности в  РФ за период с 2014 по 2017гг: 2014г – 7.4; 2015г – 6.5; 2016г – 6.1; 2017 – 5.6  погибших на 1000 родившихся живыми младенцев.

Табл. 1

Уровень младенческой смертности в некоторых странах мира по данным ООН за 2012г

Сингапур

2..2

Швеция

2.5

Финляндия

2.8

Франция

3.7

Израиль

3.9

Эстония

4.8

Канада

5.2

США

6.9

Россия

10.7

Вьетнам

15.8

Иран

20.7

Индия

50.6

ЮАР

51.9

3. Кафедра педиатрии в ЛПМИ

На протяжении ныне общепризнанного историками политико-социального «периода застоя» в СССР в 60-70-80-е годы педиатрическая наука интенсивно развивалась, что привело к ее качественному скачку. В 1984г ректором ЛПМИ был назначен проф. Вячеслав Петрович Алферов, который вместе с деканом института С.Б. Тихвинским стимулировали крупные организационные перемены в деятельности института – были открыты 8 новых кафедр на новом для института факультете усовершенствования врачей (ФУВе). В апреле 1985г М.С. Горбачев выступил на Пленуме ЦК КПСС с тезисами о грядущей Перестройке. А осенью 1985г признанный авторитет в неонатологии Н.П. Шабалов организовал и возглавил на ФУВе кафедру педиатрии с курсом перинатологии.  В дальнейшем интересы кафедры включили в себя вопросы неонаталогии**, эндокринологии, неонатальной неврологии, гастроэнтерологии, гематологии и пульмонологии.

**- Неонатология (др.-греч. νέος «новый» + лат. natus «рождение» + греч. λόγος «учение, наука») — раздел медицины, который изучает младенцев (дети до 1 года) и новорождённых (первые 4 недели жизни), их рост и развитие, их заболевания и патологические состояния. Основными пациентами неонатологов являются новорождённые, которые больны или требуют специального медицинского ухода из-за недоношенности и низкого веса при рождении.

Комментарий Алферова Вячеслава Петровича - (1930-2018гг)) — врач-педиатр, д. м. н., организатор и профессор кафедры педиатрии № 3 с курсом неонатологии ЛенГИДУВа; ректор ЛПМИ (1984—1991 гг.); член Методического совета по педиатрии при МЗ РСФСР; лауреат премии Совета Министров СССР в области образования: «Шабалов Н.П. удивительно многосторонне талантлив, и самое главное – он настоящий человек в расцвете сил, способный создавать и собирать вокруг себя коллектив единомышленников. После общения с ним, вероятно, все уходят с положительными эмоциями, поскольку он всячески старается помочь людям по тем вопросам, с которыми они к нему обращаются. Как организатор он чрезвычайно энергичен и эффективен. В момент создания кафедры педиатрии ФУВа эта кафедра была представлена одним Шабаловым, но очень быстро он объединил вокруг себя энтузиастов-специалистов, и они породили фонтан исследований и диссертаций. Высокую планку, ориентируясь на которую должны были работать сотрудники кафедры педиатрии, изначально установил сам руководитель, но в дальнейшем этот уровень удерживается уже совместными усилиями всех членов коллектива».

Комментарий Софроновой Людмилы Николаевны–доцент, к.м.н., врач-неонатолог. «Организация кафедры педиатрии на ФУВе в 1985г стала возможна благодаря огромной помощи ректора ЛПМИ В.П. Алферова и декана ФУВа С.Б. Тихвинского. Далее все зависело от руководителя кафедры и сотрудников. Основными составляющими успеха шефа были связанные в тугой узел интеллект, обаяние личности, уважение к сотрудникам и организаторские способности. В этом ли ключ к успеху?

 В 1989г, когда шеф на год уехал в командировку в США, работа кафедры утратила ту окрашенность особым интересом, увлеченностью, вдохновением, что всегда было в присутствии Николая Павловича. Возможно, это произошло из-за сочетания факторов – в стране в ходе Перестройки было довольно сложностей, а столь много помогавший кафедре ректор В.П. Алферов сложил свои полномочия. Но после возвращения руководителя из командировки потерянные позиции в работе кафедры удалось довольно быстро наверстать и превзойти.»

Вероятно, для характеристики Н.П. Шабалова, как руководителя коллектива здесь уместно вспомнить соответствующую строку из стихотворения Марины Цветаевой «Мой милый, что тебе я сделала?»:

- «Жить приучил в самом огне…» - но без следующей строчки.


Сотрудники кафедры педиатрии ФУВа в 1985г.

Первый ряд (слева-направо): В.Л. Лисс –детский эндокринолог, Н.П. Шабалов, Е.А. Цинзерлинг – детский нефролог, Т.Н. Касаткина - педиатр.

Второй ряд: Ю.А. Гуркин – детский гинеколог, В.А. Шапкайц –акушер-гинеколог, С.Г. Бойков - педиатр, Д.А. Ходов - неонатолог, Н.Е. Маргорина- неонатолог, Л.Н. Софронова-неонатолог, Р.А. Жетишев – аспирант кафедры.

 

Дневная ежедневная работа Н.П. Шабалова в то время складывалась из решения всех практических вопросов кафедральной жизни, а также обходов отделений и осмотров детей в разных стационарах города. Он никогда не отказывался осмотреть сложного и непонятного ребенка.

 Вот клинический пример из 1988г.  Ребенок (мальчик) родился здоровым и нормально развивался. В 4 мес. на фоне грудного кормления ввели первый прикорм – овощи, а в 5 мес. у матери прекратилась лактация и ребенка стали кормить молочной смесью «НАН». В 6 мес. ребенок весил 8.5 кг при длине тела 68 см.  Недели 3 после перехода на искусственное вскармливание все шло хорошо, начали давать второй прикорм – кашу, но потом родители обратили внимание, что у ребенка увеличился живот, в связи с чем обратились в поликлинику к педиатру. При осмотре доктор обнаружил увеличение печени на 3 см ниже ребер, увеличение селезенки – на 2 см ниже реберного края, метеоризм и склонность к запорам. Ребенок вел себя беспокойно, но ел неплохо, рвот и срыгивания не было. В клиническом анализе крови была отмечена гипохромная анемия (Hb - 110 г /л, Ht – 30 об%), тромбоцитопения (90 000 в 1 мкл), лейкопения (6000 в 1 мкл), эозинофилия. Повышенной активности печеночных трансаминаз не было, и ребенка положили в соматическое отделение Волковской больницы с диагнозом: гепатоспленомегалия неясного генеза. В стационаре состояние ребенка продолжало ухудшаться – нарастала одышка в покое, постоянная тахикардия, стул только после клизмы. Беспокойное поведение сменилось заторможенностью и еще три недели назад веселый, часто улыбающийся мальчик теперь большую часть суток находился в полузабытьи, хотя и продолжал хорошо есть. Печень выступала из-под ребер на 5 см. селезенка – на 4 см. край округлый, лимфатические узлы (подчелюстные, подмышечные и паховые) плотно-эластичные, безболезненные, увеличены до 12-15 мм. В крови продолжали нарастать анемия, тромбоцито- и лейкопения. Гематолог-консультант высказался в пользу или аллергической, или лейкемоидной реакции и отверг миелопролиферативное заболевание. Ребенка перевели в реанимационное отделение, а родители пригласили священника для крещения. Докторам не удавалось сформулировать рабочий диагноз -  за состоянием ребенка вели наблюдение, его кормили, поили и готовились к переводу на вспомогательное дыхание или ИВЛ, поскольку тахикардия и тахипноэ продолжали нарастать.

На консультацию попросили прийти Н.П. Шабалова, который осмотрел ребенка и прошел в просторную ординаторскую, где вместе со слушателями ФПК собралось около 20 докторов. Выждав небольшую паузу, консультант сказал, что у ребенка синдром Хейнера. Никто из докторов не отреагировал, но, все, вероятно, подумали: «А что это за синдром?». Н.П. Шабалов продолжал– «У этого ребенка аллергическая реакция на коровье молоко». Было трудно согласиться с этим утверждением, потому что словосочетание «аллергия к молоку» у всех докторов ассоциировалась с рвотами, диареей, аллергодерматозом, возможно, с нарушением дыхания по типу бронхообструкции. Но консультант говорил уверенно, дал указания по ведению ребенка, прежде всего, заменить смесь на коровьем молоке на соевое, и на следующий день забрал ребенка в ДГБ № 1, а через 2 недели ребенок был выписан домой. Обращает на себя внимание практический характер консультации: диагноз сформулирован, лечение назначено, ребенок переведен туда, где вероятность успеха максимальна.

4.  Личные впечатления

Вероятно, здесь будет уместным привести личные впечатления от общения с Н.П. Шабаловым.  С одной стороны, мы знакомы с 1969г, с другой – мои представления о нем фрагментарны и в целом общее впечатление о его личности, до написания этой статьи не складывалось. Сперва я часто слышал его имя у Э.К. Цыбулькина, и когда в нашем разговоре возникал какой-то педиатрический аспект, Э.К. приводил в качестве аргумента мнение Николая Павловича. Когда я учился в ЛПМИ, в нашей студенческой группе Н.П. Шабалов не преподавал и его лекций по педиатрии я не слышал. Это объясняется тем, что на 6-м курсе мы в субординатуре занимались исключительно детской хирургией, а к гос. экзаменам по педиатрии нас «натаскивал» Л.В. Эрман.

Без сомнения, достоинством Н.П. Шабалова является его доброжелательность и простота в общении по любым возникающим вопросам. Естественность такого поведения говорит о том, что это не маска, не продуманное поведение, а стиль жизни. Его улыбка всегда кажется немного детской, а когда в его молодые годы это сочеталось с постоянно присутствующим ярким румянцем на щеках, то такое явление породило среди студентов его nickname «Новорожденный». Не секрет, что некоторые преподаватели, работавшие в ЛПМИ в 60-70-е годы имели такие устойчивые nicknames, как «Гируда», «Коробочка», «Тампон», «Жора-vaginalis propria», «Гонококк». «Стиляга», Риголетто», «Эритроцит» и др. – некоторые из них, как видно, обидные, поэтому я перечисляю их без персонализации.

 В 1985г у меня в семье родился второй мальчик. Беременность у жены протекала очень тяжело, и больше половины срока она пролежала на сохранении в НИИ им Отта. При рождении оценка по Апгар составила 5/6, ребенок был переведен в ДГБ № 1 сперва на реанимацию, а потом на отделение патологии новорожденных, и я убедился, что в Ленинграде плановая работа со сложным контингентом новорожденных высоко эффективна.  И дело было не в моем личном знакомстве с руководителями этих отделений – организация всей системы неонатальной службы работала lege artis.

 В 1995-1999гг в СПб Педиатрической академии Н.П. Шабалов занимал должность декана иностранного факультета, а я был куратором группы (около 60 человек) пуштунских студентов (из Афганистана). Впервые столкнувшись с такой работой я был поражен разнообразием проблем, которые приходилось решать студентам–иностранцам в России перестроечного периода, а вместе с ними их куратору.  Кстати, сами студенты по этому поводу комплексовали минимально, а мне приходилось часто обращаться к декану, и он всегда нам помогал.

В этот же период времени Н.П. Шабалов очень сильно меня поддержал. С его подачи мне позвонил зав. редакцией издательства «Питер» и предложил работу по переводу с английского языка клинической литературы. При работе над одной из этих книг - «Справочник Харрисона по внутренним болезням» Н.П. Шабалов был научным редактором переведенных мной текстов. Меня поразила глубина его знания этого языка, а также поистине необъятная широта эрудиции. Интересно, какой у него был IQ на пике развития и какой сейчас?  Мое сотрудничество с этим издательством продолжалось семь лет и, с одной стороны, это было материальным подспорьем, а с другой- я попал в райскую ситуацию, ведь, мне платили неплохие деньги за то, что я улучшал свои знания английского языка.

В 2005г Н.П. Шабалов предоставил аудиторию своей клиники детских болезней в ВМА для проведения международной конференции по психосоматическим взаимоотношениям при бронхиальной астме у детей. Весь день аудитория была переполнена. Очень сильные и интересные доклады были представлены французскими психиатрами (среди них были представители как классической психиатрии, так и психоанализа), а также отечественными психиатрами и педиатрами. Астмология – одно из ведущих направлений в клинике детских болезней ВМА.

Преподавание педиатрии студентам, курсантам и слушателям ФПК для Н.П. Шабалова – это естественный процесс, поскольку для таких людей делиться результатами своих профессиональных успехов и знаниями – это как дышать. Но одновременно важна и глубина, и форма подачи информации. В лекциях, на обходах, во время личных бесед и на страницах его книг и статей поражает присущая ему способность говорить варьирующим, но принципиально простым языком о чрезвычайно сложных вопросах клинической и теоретической педиатрии.

Про двухтомный учебник «Детские болезни», вышедший в 2017г 8-м изданием (первое издание в 1979г), необходимо сказать следующее. Это не справочник, а классический учебник, стиль которого характерен для России 20-го века. Он краток, насколько может быть кратко последовательное и полное изложение основных разделов педиатрии. Каждое новое издание этого учебника принципиально обновлялось с учетом тех новейших знаний, которые, по мнению Н.П. Шабалова и соавторов, должны быть представлены будущему доктору-педиатру. Но с уверенностью скажу, что чтение этих книг также полезно и докторам.  К дискуссионным недостаткам можно отнести два: отсутствие тестовых заданий с ответами, и идеализация образа доктора-педиатра в главе «Этика и деонтология».

5.  Учителя

Можно задать вопрос, почему Н.П. Шабалов лично и руководимые им коллективы добились столь выдающихся результатов в своей профессиональной деятельности. Одна из причин, почему им сопутствовал успех, заключается в том, что у Шабалова были хорошие учителя, и он в полной мере сумел воспользоваться всеми достоинствами общения с ними. Исаак Ньютон в своем письме к Роберту Гуку в 1676г по этому поводу писал: If I have seen further it is by standing on the shoulders of Giants. (Если я видел дальше других, то потому, что стоял на плечах гигантов). Кто же были учителя Н.П. Шабалова? Их было много, и, вероятно, Н.П. Шабалов обладает способностью вбирать все ценное для себя от самых разных людей. Однако, сам он среди своих учителей прежде всего называет А.Ф. Тура и М.С. Маслова. 

Маслов Михаил Степанович (1985-1961) -российский врач-педиатр, доктор медицины, профессор, академик (1945), заслуженный деятель науки РСФСР (1935), генерал-майор мед. службы, председатель общества детских врачей Ленинграда). После окончания гимназии в г. Нарве в 1904г молодой человек поступил в Императорскую военно-медицинскую академию, где уже на 3-4 курсах проявил интерес к научным исследованиям в педиатрии, что позволило ему в 1910г получить место на кафедре детских болезней, а в 1913г защитить диссертацию по педиатрии на степень доктора медицины. Начавшаяся Первая мировая война сделала М.С. Маслова начальником тылового госпиталя, и он вернулся к работе в клинике детских болезней только весной 1918г. Трагическая смерть руководителя клиники, проф. Шкарина 12.08.21г невольно способствовала тому, что из 6 претендентов на замещение вакантной должности достойнейшим в ходе выборов оказался М.С. Маслов. На новом посту проф. М.С. Маслов действовал очень энергично. Совершенствуя клинику, он в течение нескольких лет более, чем в 2 раза увеличил число коек. Была опубликована монография о диатезах у детей и 2-х томное руководство для врачей и студентов по педиатрии.

Ректор института Охраны материнства и младенчества ( МатМлад) Ю.А. Менделева пригласила М.С. Маслова на пост своего зам по НИР и в результате их совместной деятельности к 1935г НИИ МатМлад был преобразован в Ленинградский педиатрический мед. институт (ЛПМИ) – первый в мире ВУЗ для подготовки детских врачей, а М.С. Маслов к концу 30-х годов помимо клиники детских болезней в ВМА руководил кафедрой факультетской педиатрии в ЛПМИ.

В войну, в январе 1942г кафедра детских болезней ВМА была эвакуирована в Самарканд, где возобновила учебный процесс, лечебная же и научная деятельность сотрудников кафедры не прерываиась ни на один день. Вернувшись в Ленинград из эвакуации, коллектив клиники приложил колоссальные усилия, чтобы возобновить работу, и осенью 1944г в палатах появились первые пациенты. Тогда же М.С. Маслов вернулся к руководству кафедрой факультетской педиатрии в ЛПМИ, а в 1945 г. его избрали действительным членом АМН СССР.

Невозможно как-то рационально объяснить, почему в ходе «Ленинградского дела» многолетний ректор ЛПМИ Менделева Ю.А. была в 1949г репрессирована и отправлена в ГУЛАГ, а ее коллега М.С. Маслов на фоне проводимой в СССР «борьбы с космополитизмом» неоднократно возглавлял советские делегации на международных конгрессах, в частности, на V конгрессе педиатров в Нью-Йорке в 1947 г., на VI конгрессе педиатров в Цюрихе в 1950 г.

М.С. Маслов руководил каф. факультетской педиатрии в ЛПМИ до 1960г, а каф. и клиникой детских болезней ВМА до своей смерти в 1961г.

Что М.С. Маслов нам оставил:

-обосновал и создал в СССР устойчиво работающую систему первичного педиатрического образования.

-разрабатывал вопросы конституции детского организма и ее аномалий.

-рассматривал диагностику заболевания как познание всей совокупности патологического процесса, итогом чего является формулировка эффективной и безопасной терапии и прогноз течения болезни. Именно этой теме посвящена его монография: Диагноз и прогноз детских заболеваний, Л. Медгиз 1948г.

 

Тур Александр Федорович (1894-1974гг) - советский педиатр, д, м. н., профессор, академик АМН СССР (1952), заслуженный деятель науки РСФСР (1947), заведующий кафедрой госпитальной педиатрии ЛПМИ, участник Первой мировой, Гражданской войны, житель блокадного Ленинграда.  Чтобы оценить его личность, нужно ясно представлять характер и действия человека на фоне тех событий, которые происходили в России на протяжении первых 75лет 20-го века.

Окончив гимназию, в 1911 г. А. Ф. Тур поступил в Императорскую военно-медицинскую академию. Летом 1915 г. в звании зауряд-врача (это звание присваивалось студентам 4-го и 5-го курсов Императорской ВМА при назначении к исполнению должности младшего врача в военное время.) А. Ф. Тур был направлен на службу в Польшу в госпиталь Новогеоргиевской крепости. Вскоре после его прибытия в госпиталь немцы начали осаду крепости и 20 августа гарнизон капитулировал. А.Ф. Тур пробыл в плену более 2,5лет, и вместе с остальными пленными получил возможность вернуться на родину только после подписания Брестского мира между Германией и Россией в марте 1918 г. Иных вариантов кроме возвращения в Петроград, где оставались родители, брат с сестрой, А.Ф. Тур не рассматривал, а, поскольку ВМА не была закрыта, он продолжил прерванную учёбу.

Комментарий Н.П. Шабалова: - Я его спросил – «В 1918г вы вернулись в другую страну. Ведь вы давали присягу царю, а оказались в Советской России; как вы это восприняли?» И он мне ответил: - «Мы давали присягу России!»

 В 1919г А.Ф. Тур в звании врача после участия в конкурсе был оставлен в ВМА «с целью подготовки к научной деятельности» на кафедре детских болезней профессора А. Н. Шкарина. Но в стране в это время шла Гражданская война, поэтому окончательно А.Ф. Тур вернулся в alma mater только в мае 1921г. К этому времени кафедрой уже руководил профессор М.С. Маслов, с которым судьба связала А. Ф. Тура на всю последующую жизнь. В 1924 г. он защитил диссертацию «Протеинотерапия и её влияние на организм ребёнка» на степень доктора медицины.

В январе 1925 г. в Ленинграде на базе бывшей Городской детской больницы «В память священного коронования Их Императорских Величеств» был открыт научно-практический институт Охраны материнства и младенчества им. Клары Цеткин (ОММ или МатМлад)). М. С. Маслов, ставший заместителем директора этого института, пригласил А. Ф. Тура на должность научного сотрудника и заведующего биохимической лабораторией при условии продолжения работы ассистентом в ВМА. В 1928 г. в институте ОММ был открыт факультет усовершенствования врачей, кафедру пропедевтики детских болезней в 1930 г., после присвоения профессорского звания возглавил А. Ф. Тур. С этого момента Александр Фёдорович оставил кафедру детских болезней ВМА и полностью перешел на работу в институт ОММ.

Следующее десятилетие руководитель и сотрудники кафедры посвятили решению двух сложных проблем:

-подготовке детских врачей при получении ими первичного педиатрического образования.

-изучению и преподаванию неонатологии, а также физиологии, диететики и гематологии у детей.

Во время войны учеба в институте была остановлена только зимой 1941-42гг. Лечебный процесс не прерывался ни на один день. Главные враги пациентов и сотрудников института были голод, а зимой холод. В институте были разработаны рационы питания детей из различных заменителей (соя, олифа, дрожжи, хвоя и др.). Летом 1942г вместе с ректором института Ю.А. Менделевой А.Ф. Тур возглавил Городской совет по детскому питанию и был назначен главным педиатром Ленинграда–т.о. его полномочия обнимали все детское население блокированного города. «Дети блокады» И.М. Воронцов и Н.П. Шабалов выжили именно благодаря этим организационным мероприятиям.

Послевоенный период принес свои новые проблемы, но все-таки блокадных голода, леденящего холода зимой и артиллерийских обстрелов уже не было. Результаты научных исследований головного педиатрического учреждения – ЛПМИ – и в значительной степени труды коллектива кафедры госпитальной педиатрии, возглавляемой академиком АМН А.Ф. Туром, привели к тому, что в 50-60-е годы в СССР появились специализированные направления в педиатрии -  неонатология, гематология, эндокринология.

На протяжении всей своей трудовой деятельности А.Ф. Тур занимался исключительно профессиональными вопросами. Он не был членом партии, на бесчисленных собрания никогда не выступал, и проявлял удивительную смелость, касаясь политико-идеологических вопросов. 

 - в ноябре 1940г А.Ф. Тур пригласил на работу на должность ассистента кафедры бывшего «врага народа» А.М. Абезгауза (который в 1931г был осужден по статье 58-4. (Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти).

-в 1949 г. открыто выражал своё несогласие с арестом первого ректора ЛПМИ (с1925 по 1949гг) — профессора Ю.А Менделевой, осуждённой по Ленинградскому делу.

-в 1950г поддержал ошельмованного на «павловской сессии» АН и АМН СССР академика Л.А. Орбели, предоставив ему для работы свою физиологическую клинику.  

          Завершим рассказ об А.Ф. Туре словами его ученика Воронцова Игоря Михайловича (1935- 2007) — житель блокадного Ленинграда, врач-педиатр, д. м. н, профессор, зав. каф. педиатрии ФПК и ПП СПб гос. Пед. Мед. Академии (1970-2007гг), президент регионального отделения Союза педиатров России в Санкт-Петербурге, член Исполкома Союза педиатров России, действительный член Королевской Коллегии Врачей Великобритании (RCP Edinburgh), главный педиатр С-З федерального округа: «…пример… жизни,…личности Учителя, безусловно, оказывал… самое главное формирующее воздействие. Это было то, что не требовало никаких комментариев, никакой аргументации или призывов к подражанию. Жизнь — служение, наполненная десятилетиями ровного, насыщенного, прекрасно организованного и отсюда всегда результативного труда. Человек, сумевший создать в себе такой прочный, чистый и прекрасный сплав из труда, таланта и служения высокому долгу, имел полное право на тот непререкаемый авторитет, любовь и уважение, которыми пользовался при жизни и которые всегда будут связаны с памятью о нём… Именно эта врачебная страстность, это профессиональное подвижничество были и будут сущностью его влияния на молодежь и на всех нас».

На похоронах А.Ф. Тура

6. «Не существует национальной таблицы умножения»

                                                                                      А.П. Чехов

Другая причина успехов коллективов докторов, возглавлявшихся Н.П. Шабаловым, вероятно заключается в следующем.70-е годы ХХ века (что по времени совпало с кончиной основоположника неонатологии в России, А.Ф. Тура в 1974г) – период стремительного прогресса этой области знаний в США и Европе. СССР-Россия смогли в полной мере воспринять эту информацию после начала Перестройки. В результате постепенно в масштабах всей нашей страны удалось наладить (и поддерживать по сей день на должном уровне) современные методы лечения и выхаживания новорожденных в критическом состоянии. Учебники, монографии, учебные материалы, работа кафедр ФУВа, приказы, распоряжения министерства здравоохранения, увеличение бюджета – все это создало позитивный эффект, в результате чего цифры младенческой смертности в России продолжают оставаться сравнимы с развитыми странами мира. Как верно заметил А.П. Чехов – не существует национальной таблицы умножения, и точно также нет национальной науки неонатологии. Вклад педиатров США в этой области медицинских знаний весьма велик, и когда у Н.П. Шабалова появилась возможность поработать в данном информационном пространстве и завязать тесные профессиональные отношения, то дело пошло на лад сперва в СПб, а потом и во всей стране.

В 1990 году Николай Павлович по приглашению принимающей стороны был направлен в США.

Комментарий Н.П. Шабалова: «В США каждый отработавший свой срок президент увозит из Белого дома все свое хозяйство, в том числе архив, книги, журналы. По традиции в том штате, откуда этот президент вышел (был губернатором или родился), создается библиотека его имени, а при ней фонд. Президент Джимми Картер(срок президентства 1977-1981гг) создал все это в штате Джорджия и в 1989г послал приглашение в СССР, чтобы прибыл неонатолог для проведения работы по снижению детской смертности и профилактике эпидемических инфекций среди детей в странах Африки. Приглашение получил М.С. Горбачев и переслал его в министерство здравоохранения, те поискали в Москве – все отказались, тогда запрос послали к В.П. Алферову и тот выбрал меня.

После прибытия в США меня долго проверяли, ее являюсь ли я агентом КГБ, и полномасштабное сотрудничество началось только после благоприятной оценки. Были 2 встречи и беседы с Дж. Картером, обе неформальные. Президент спросил: «Сколько доз вакцин и холодильников для нужд Африки может послать СССР?». Я ответил, что этот вопрос нужно задать чиновникам из министерства здравоохранения.

«- А там есть человек, который сможет на такой вопрос ответить?»

«-Скорее всего нет».

В период годичной командировки удалось очень много поработать в библиотеке, до полного удовлетворения пообщаться с коллегами, съездить на конференции в Таиланд и Японию, в результате чего мой кругозор необычайно расширился.

В период этой командировки доктор Виктор Львов, который сперва был аспирантом на кафедре госпитальной педиатрии у В.И. Калиничевой, а потом эмигрировал в США, развил бурную деятельность и сообщил американцам, что, если они хотят общаться в Ленинграде с неонатологами, то это нужно делать с командами Шабалова и Цыбулькина. Так американцы попали в ДГБ №1, ДГБ № 17 в роддом № 16. Поэтому роль Виктора Львова в этом вопросе исключительно велика. А кардиологи-хирурги целенаправленно попали в ДГБ № 1 по программе «From Нeart to Нeart». Их мотивацию и работу можно охарактеризовать так:

-Они приезжали в период своего отпуска.

-Получали командировочные только на дорогу и проживание.

-Действительно с удовольствием оказывали помощь пациентам и коллегам в России.

-Привозили с собой (транспортировка и сами предметы – для России бесплатно) оборудование, которое в США морально устарело и по их правилам должно быть или уничтожено, или передано за пределы США.

Наше содружество с американскими коллегами заложило прочный фундамент дальнейшего развития неонатологии в нашей стране, и нам в дальнейшем удалось распространить этот успех по всей стране.»

7. Две кафедры детских болезней

С 1993г, не прекращая работы в СПб Гос. Педиатрическом медицинском университете (так теперь называется ЛПМИ), Шабалов Н.П. был приглашен одновременно заведовать клиникой детских болезней в Военно-Медицинскую академию (ВМА).

Комментарий Н.П. Шабалова: «Предложение руководить старейшей педиатрической кафедрой России из Военно-Медицинской академии поступило неожиданно после трагической гибели зав. каф. детских болезней Анатолия Владимировича Новика. Оно было весьма лестно, но с условием, что трудовая книжка будет у них, а на Литовской улице д.2 - только совместительство. Руководство двумя кафедрами с огромным напряжением и удовлетворением продолжалось до 2009г., однако, постепенно сложилось мнение, что будет правильней сосредоточиться на работе в одном учреждении, сделав выбор в пользу ВМА.»

Комментарий проф. Ю.Р. Ковалева: «Я присутствовал на Ученом совете, где Н.П. Шабалов рассказывал собранию о проделанной работе на кафедре педиатрии ФУВа за период с 1985 по 2009гг и, зная, что он уходит из Педиатрической академии, я бесконечно сожалел, что мы теряем такого ученого, возможно, обрекая остающийся коллектив кафедры на деградацию.»

Благодарение судьбе, что последний прогноз не оправдался, однако, кафедра педиатрии в Педиатрической Академии разделилась на две: 1. педиатрии, фтизиопульмонологии и эндокринологии, и  2. неонатологии и неонатальной реаниматологии.

Таким образом, одновременно двумя кафедрами Н.П. Шабалов руководил 16 лет, кафедрой педиатрии в Педиатрической академии заведовал с 1985 по 2009г - 24 года, а клиникой детских болезней в ВМА с 1993 по 2018 г- 25 лет.

8. Актовая речь

10.01.19г в клубе МВД на празднике, посвященном 94-й годовщине открытия Ленинградского научно-практического института охраны материнства и младенчества (ОММ) на базе городской детской больницы, построенной в 1905 году, Н.П. Шабалов произнес актовую речь. Темой своего выступления он выбрал «Перинатальный опыт адаптации к внеутробной жизни», т.е. рассказывал о той сфере знаний, где Россия за 100 лет добилась колоссальных успехов, и благодаря чему младенческая смертность в стране снизилась с 30% до 5%. Н.П. Шабалов – хороший лектор, и он до сих пор не утратил способности темпераментно, простыми словами, аргументированно рассказывать о сложнейших процессах, в ходе которых создается минимальное по размерам живое существо, которое, развиваясь в утробе матери и, рождаясь, адаптируется к жизни во внешней среде еще на протяжении примерно 28 дней. Честное слово, слушая сейчас это его выступление, я вспоминал свое впечатление от впервые услышанных мной в 1969г лекций молодого Игоря Михайловича Воронцова. Возникала именно такая ассоциация. Интересно, что дискуссия об аргументированных сроках окончания периода новорожденности длилась на протяжении десятков лет. Впервые мысль о периоде адаптации к условиям внеутробной жизни, протяженность которого определяется исчезновением (прекращением) переходных процессов, в том числе таких как: импринтинг, транзиторная неврологическая дисфункция, потеря первоначальной массы тела и многое др. – высказал Александр Федорович Тур еще в 1936г.

  Полученный опыт в ходе адаптации к внеутробной жизни развивающийся в дальнейшем организм, вероятно, может использовать в стрессорных ситуациях. Причем речь идет о перспективных исследованиях, таких как: воздействие на ферменты теломеразы для вмешательства в процесс старения и течение онкологических болезней, исследование биологии материнского и детского микрохимеризма для определения его роли в патологии человека, изучение роли микробиоты человека и проч.

Не зная заранее той темы, которую Н.П. Шабалов выбрал для доклада на актовой лекции, я думал, что не исключена возможность, что он может затронуть самые общие вопросы современного развития клинической медицины и педиатрии, в частности, и условий профессиональной деятельности медицинских работников в России, поскольку последние -  в отличие от развитых стран Запада – юридически не защищены, за исключением редких случаев, когда российский медицинский сотрудник оформляет специальный полис ДМС. Такие соображения пришли мне в голову, когда я ознакомился с актовой речью Иосифа Бродского, с которой он выступил в 1984г пред выпускниками Willams College, и темой, которую он избрал: «Столкновение человека со Злом». Но нет, Николай Павлович решил говорить о главном деле в своей жизни – неонатологии -  и иных существующих проблем в российской клинической медицине не касался.

9. Деловые и характерологические свойства личности

Шапкайц Владимир Александрович – д.м.н., главный врач родильного дома № 16 (работал на кафедре педиатрии у Шабалова в 1986-2007гг). «Шабалова, как руководителя отличали такие качества, как доброжелательность и компетентность. При разговоре его собеседник со всей очевидностью понимал, что шеф всесторонне разбирается в обсуждаемом вопросе, и в ходе беседы что-то предлагает или просит выполнить. Из уважения к руководителю отказаться было просто невозможно, более того, собеседник полностью заражался энтузиазмом шефа и далее прилагал все усилия, чтобы добиться успеха в порученном деле.

Н.П. Шабалов всегда демонстрировал всесторонний подход к решению любой проблемы, в то же время не теряя ее чисто практический аспект, но в особенности его знания и способности решать возникающие вопросы обогатились после годичной командировки в США в 1990-91гг. Там он получил полную возможность ознакомиться из первоисточника с западными взглядами на, во-первых, «вечные» вопросы клинической педиатрии (такие, например, как: реактивность, рахит, вакцинация…), а во-вторых, как, например, у них организована социальная помощь, как строятся взаимоотношения между врачами и пациентами (и их родителями), благодаря чему создается юридическая защищенность профессиональной деятельности медицинских сотрудников и проч. Для Шабалова вопрос – оставаться в США или возвращаться в Россию -  не существовал. Он видел себя работающим только на родине в колыбели ленинградской-петербургской педиатрии. В связи с этим интересен один очевидный недостаток Шабалова, как руководителя. Если его сотрудник допускал какую-то ошибку или оплошность, то шеф обычно сердился, устраивал ему разнос, но потом очень быстро начинал волноваться, а не обидел ли он провинившегося, когда его распекал. Но следующий пример говорит о его бескомпромиссности по некоторым вопроса и полном отсутствии «мягкотелости». В период перестройки, в ходе завязавшейся кооперации с американцами по программе «От сердца у сердцу» целый ряд сотрудников шабаловской кафедры педиатрии ФУВа уехали на 6-месячную стажировку в США, и двое из них не вернулись в Россию. Шеф занимал по этому поводу жестко негативную позицию и никак не мог согласиться с тем, что они стали невозвращенцами.»

Хазанов Александр Ильич (1930-2018) — врач- педиатр; организатор и руководитель первого в Ленинграде специализированного отделения для недоношенных детей. «Если оценивать Н.П. Шабалова как ученого, то следует сказать, что М.С. Маслов и А.Ф. Тур были равновеликие или почти равновеликие фигуры в отечественное педиатрии, далее их место занял Н.П. Шабалов и рядом с ним поставить некого. Если оценивать его человеческие качества, то он-высокий, представительный мужчина, добрый, с юмором, скромный, не любит высовываться, не ставит себя выше других. При общении попадаешь под его обаяние, увлекаешься его интересами и начинаешь действовать в унисон»

Пальчик Александр Бейнусович – д, м. н. проф., зав. кафедрой психоневрологии факультета послевузовского и дополнительного профессионального образования СПб Гос. пед. мед. Университета:

«Личность Н.П. Шабалова удивительно масштабна, его склонность к фундаментализму, способность охватить своим сознанием самые разные области клинической медицины, а также поэзию и религиоведение – это изначальные характеристики его многогранного таланта.  Ключ к его столь успешному на протяжении длительного времени руководству двумя коллективами– кафедрой педиатрии ФУВа в Педиатрической академии и клиникой детских болезней в ВМА – вероятно, заключался и по сей день сохраняется в его способности угадать в человеке его ценные стороны, а в дальнейшем стимулировать сотрудников раскрывать свои наилучшие человеческие и деловые качества.

А протяжении ХХ века и уже в ХХI веке мы можем назвать трех выдающихся педиатров – Маслова М.С., Тура А.Ф. и Шабалова Н.П., имена и деятельность которых связаны с Ленинградом и Санкт-Петербургом. Руководя в созданных ими коллективах научными исследованиями, они получили результаты, которые породили в России тот уровень педиатрических знаний, который сравним с другими развитыми странами. Но, как хорошо известно, Россия – это не только Санкт-Петербург и Москва. Работа кафедр ФУВа как раз и заключается в том, чтобы максимально распространить передовые знания по всей стране, создавая высокий уровень помощи детскому населению независимо от региона. «

Гуркин Юрий Александрович: «Шабалов Н.П. уже в студенческие годы вызывал уважение сверстников, коллег своей колоссальной энергией, которая исходила от него волнами, далее – необычная широта интересов: поэзия, история христианства, глубокие знания английского языка – как это все в нем умещалось? Когда в 1985г зав. новой кафедры педиатрии ФУВа пригласил меня - доцента каф. акушерства и гинекологии -  заведовать курсом перинатологии, то очень важным ощущением работы было чувство свободы – можно было предлагать идеи, и в случае их одобрения - ощущать реальную поддержку при их претворении в жизнь. Творчество в этот столь сложный период в истории России никоим образом не тормозилось. Власть на всех уровнях было гораздо доступнее, чем ныне, и многие вопросы удавалось решать быстро. Приняв приглашение, я предупредил шефа, что ношу в ранце жезл зав. кафедры детской и подростковой гинекологии, что и было реализовано в 1989, но на наших отношениях это не сказалось.»

Пшеничная Ксения Ивановна: «То, что лабораторная жизнь в НИИ и на кафедрах учебных ВУЗов переполнена дрязгами и склоками, общеизвестно, но нужно сказать, что Н.П. Шабалов обладает удивительной способностью предотвращать и улаживать подобные конфликты в зародыше. Вот пример: периодически кафедра педиатрии зарабатывала хозрасчетные деньги, которые приходили на кафедральный счет общей, недифференцированной суммой. Шеф всегда распоряжался, чтобы такие деньги делились на всех участников данной работы поровну, независимо от их регалий и затраченных усилий.»

10. Человек 

Желание узнать, как можно больше из разных областей знаний у Н.П. Шабалова сформировалось в школе в том числе потому, что учителя прилагали все усилия, чтобы привить ученикам любовь к знаниям и умение этими знаниями пользоваться. В старших классах у него проявилась любовь к поэзии - к поэтам Серебряного века, тогда, впервые после многих лет забвения, была издана тонкая книжка стихов Анны Ахматовой. Если говорить о любимом поэте, то И.М. Воронцов – был «блоковец», а Н..П. Шабалов – «цветаевец». Кстати, И.М. Воронцов не мог жить без музыки, он подарил Н.П. Шабалову записи своего любимого композитора, Г. Малера, и неудивительно, что сын такого человека стал известным композитором и певцом – это «Профессор Лебединский».

 На протяжении многих лет на каникулах Н.П. Шабалов совершал пешие походы по суще и на лодках и байдарках – по воде и только с возрастом пришлось эту практику свернуть.

1988Г.

Почти как у В.Г. Перова «Охотники на привале»1988г

Память у него просто феноменальная – только подумать, сколько разнородной информации по педиатрии в целом, а также по неонатологии и гематологии ему приходится удерживать на должном уровне, постоянно возобновлять и извлекать при необходимости. Что касается других областей, то он любит поэзию и может бесконечно долго читать стихи. Удивляет, на каком высоком уровне Н.П. Шабалов играет в шахматы.

Мнение Н.П. Шабалова о ценностях современной жизни: - «важно правильно их для себя сформулировать, чтобы это действительно были ценности, и они бы доставляли пользу и удовольствие субъекту. Большая часть таких ценностей добывается не за деньги, а другими способами, или за небольшие деньги.  О денежных проблемах больше говорят».

Но даже выдающиеся люди, увы, совершают очевидные человеческие ошибки. Errare humanum est. А.П. Чехов удивительно незаинтересованно относился к своему здоровью (правда, эффективных методов лечения туберкулеза тогда не существовало) и умер в 44 года. Колоссальные знания Э.К. Цыбулькина все же в основном касались лечения неотложных состояний и в своей хронической патологии – сердечной недостаточности и подагре - он разбирался хуже. Нет, чтобы посоветоваться по этой проблеме со своим другом – терапевтом в широком смысле слова. Нет, Э.К. никогда такие темы с Шабаловым не обсуждал. А зря.

Я близко знал В.А. Любименко и поэтому мог напрямую его спросить: «Слава, почему ты так упрямо и много куришь?». Он ответил: - «Поскольку эта привычка столь давняя, то отказ от нее принесет больше вреда и дискомфорта, чем пользы». Вероятно, по этому вопросу у Шабалова соображения схожие.

Про любого длительно работающего руководителя у членов коллектива всегда накапливается какое-то количество воспоминаний об анекдотических и смешных случаях. Есть они и про Н.П. Шабалова, приведем лишь два.

Размеры головы. В СПб в роддоме № 1 родилась недоношенная девочка с весом 2200г и поступила в б-цу № 17. При взгляде на ребенка сразу обращала на себя внимание ее непомерно большая голова. Ребенок родился с неплохими показателями Апгар – 7 и 8 баллов, клинически у ребенка было все прилично, но из-за смущавшей докторов большой головы ей повторно сделали нейросонографию – без  патологии. Девочка сосала молоко хорошо, стала прибавлять в весе, но все-таки докторов что-смущало и ребенка решили показать Н.П. Шабалову. Ребенка шефу доложили, положили на пеленальный столик, вокруг столпились доктора, все ждали его заключения. Н.П. Шабалов долго смотрел-смотрел, потом молвил: «Единственное - не пойму, зачем девочке такая большая голова!». Всегда к уму женщины Николай Павлович относится немного скептически, и этого не скрывает, но с другой стороны, по мнению хорошо знающих его людей, это у него такая форма флирта, которой он с успехом пользуется с периода студенчества.

Реакции на реакции. На выездные циклы в другие города, когда лекционный курс для отдельных докторов длился до 2-х недель иногда приходилось приезжать с детьми. Одновременно собралось несколько докторов, приехал шеф и мама-доктор с 3-х летним ребенком. Вечером решили пойти все вместе с цирк, поскольку Н.П. Шабалов захотел посмотреть на реакцию ребенка на это зрелище. Так в результате вся компания (и в том числе малыш) наблюдала яркую и непосредственную реакцию профессора на цирковое представление.

11. Вклад в педиатрию

Руководя старейшей кафедрой педиатрии в России Н.П. Шабалов полностью сознает роль коллектива кафедры и свою в череде событий в медицине и в историческом процессе в целом. Если перефразировать известные выражения: «Show must go», и «Deutschland, Deutschland über alles, Über alles in der Welt», то получается, что: «Преемственность (в педиатрии) превыше всего».

Перинатология – направление в педиатрии, которое в России (в СССР) стало заявлять о своем праве на существование еще в период деятельности А.Ф. Тура, а с 1985г официально возникло в виде кафедры педиатрии ФУВа с курсом перинатологии в ЛПМИ, которой до 2009г руководил Н.П. Шабалов, а с тех пор теоретическим и практическим развитием этой области знаний он занимается в клинике детских болезней ВМА.  Но формально такой врачебной специальности в России пока не существует.

С его непосредственным участием создана продуманная в организационном отношении и уже длительно и высокоэффективно работающая система оказания медицинской помощи новорожденным, рождающимся в критическом состоянии. Она впервые создана в Ленинграде-СПб и в дальнейшем получила распространение по всей стране, что привело к устойчивому снижению младенческой смертности до цифр, сравнимых с развитыми странами.

Пионерским работам Н.П. Шабалова по перинатологии пришел на смену устойчивый поток диссертаций его сотрудников и аспирантов, статей, монографий и проч. информационных материалов по самым разным вопросам этой области неонатологии, который исходит от его учеников и последователей, что является фундаментом успешной деятельности неонатологов и педиатров в целом по всей России.

Детская гематология – область знаний, неизменно привлекавшая интерес Н.П. Шабалова, с диапазоном от нормативов показателей периферической крови до учения о детских геморрагических диатезах.

По сути, с 1979г или с 1988г педиатрическое образование в СССР и России в значительной степени осуществляется на основании учебников, пособий и различных информационных материалов, исходящих от Н.П. Шабалова и его соавторов.

12.  Остались еще некоторые вопросы, на которые я попросил Н.П. Шабалова ответить:

  1. Длительность периода вынашивания и вес при рождении недоношенного ребенка не могут уменьшаться до бесконечности. Сейчас граница - это срок гестации 28 недель и вес 1000г. Хотя формально ребенок считается живорожденным, вы согласны, что незрелость рождающегося ребенка может быть фатальной или будет порождать череду нерешаемых, прежде всего, неврологических проблем?
  2. Мнения по п 1 – ребенок живорожденный или нет? – могут диаметрально не совпадать у доктора (-ов) в родильном зале и родителей такого ребенка. Означает ли такая ситуация, что консенсус по этому вопросу, скорее всего, будет обсуждаться в суде?
  3. Тенденция выхаживать рождающихся на все более ранней стадии беременности младенцев прогрессивна или порочна? Чего здесь больше – совершенствование знаний, технологий и методик или порождение числа неполноценных детей, с которыми, в конечном итоге, не смогут совладать ни доктора, ни родители, ни педагоги? Хотя, если пофантазировать, то дальнейшее совершенствование этих знаний может позволить по показаниям отказываться от вынашивания плода внутриутробно в естественных условиях (если будет создана «искусственная матка») и осуществлять процесс вынашивания в ней.

Ответы: Действительно научно обоснованных достоверных критериев мертворождения нет, но признаками жизни считаются сердцебиения, пульсация пупочных сосудов и спонтанные движения мышц. Согласно позиции экспертов ВОЗ началом перинатального периода является срок - 23 недели беременности (масса тела 500 грамм и более), но их мнение, что активно реанимировать недоношенного надо с 25 недель (родившихся до этого срока поддерживать, но активно не реанимировать). Согласно многим авторам, проследившим 20-летний катамнез у выживших недоношенных, начиная с массы 750 грамм до 1000 грамм - примерно половина поступила в высшую школу. У нас в Петербурге есть дама профессор-педиатр, родившаяся с массой тела 950 грамм (заслуженный деятель науки, мать двух умниц дочек и т.д.). Медицинское сообщество должно поддерживать жизнь. Я выступаю за совершенствование выхаживания недоношенных детей даже с экстремально низкой массой тела при рождении, ибо улучшения исхода просто поразительно. 30 лет назад дети с массой 750-1000 грамм в 30-40% случаев умирали в периоде новорождённости, а сейчас лишь в 10%. Что касается их инвалидизации, то и здесь прогресс колоссальный (в частности,  неврологический прогноз - полноценное развитие головного мозга- достоверно улучшается при питании таких детей на основе научных достижений), а также на фоне совершенствования физиотерапии, а именно – массажа, лечебной гимнастики и плавания. Человек - предполагает, а Господь - располагает и учит нас доброте, любви. Недоношенные чувствуют окружающую доброту и любовь. Любовь должна исходить не только от родителей, медработников. но и государства, которое пока у нас не слишком любвеобильно. Надо делать всё что в твоих силах, а пусть будет, то что будет, не нам решать какую жизнь поддерживать и какую нет.

В создании "искусственной матки" я не верю, её не будет никогда.

 

                           13. И последняя

 

Что вам пожелать, Николай Павлович?

 

Нет, без сомнений, все ваши дела

Пронизаны одним стремленьем,

И жизнь, что странно быстро так текла

Во всем многообразье, измененьях

 

Была тем полем, что с успехом вы

Пахали, засевали, собирали

Богатый урожай, а дальше вы

Его своим ученикам раздали.

 

Но ощущение мое – итог

Ваш впереди, еще он в отдаленье.

А Альфред Теннисон – в поэзии он бог –

Дает такое наставленье:

 

-»To strive, to seek, to find

And not to yield.»

Бороться и искать, найти

И не сдаваться.

А это пожелание от сотрудников и учеников в связи с 70-летием:

Ребенок — почка, нераскрывшийся цветок,
Стремится к жизни, ею пробуждаем...
Как хрупок этот нежный лепесток!
Как должен быть любим и ограждаем...
Увы, отнюдь, не каждому дано
К раскрытой почке сердцем прикоснуться.
Процесс интимен... Если суждено,
То обречен в него ты окунуться...
А, окунувшись, понимаешь вдруг,
Какие муки душу ожидают —
И детский крик, и матери испуг,
И крик души, когда надежды тают...
Действительно, не каждому дано
К раскрытой почке сердцем прикоснуться...
Природой многим определено
В геномном бытии своем замкнуться...
А Вам — дано! Открытою душой
Детишек страждущих от хвори исцеляли.
Всей жизнью доказали жребий свой.
Не рушили, а только созидали...
И мы всегда равняемся на Вас!
А на Фортуну пусть глядят другие...
Поверьте, вместе с Вами мы сейчас.
Вы — наш Учитель! Не нужны — иные...

Общение с таким человеком, каким является Николай Павлович, изменяет нас, внушает уверенность в важности, незыблемости и необходимости соблюдения важнейших общечеловеческих, христианских, нравственных ценностей, которые являются определяющими в жизни врача независимо от сложностей окружающего нас мира.
Мы — его ученики, сотрудники, хотим в день 70-летия пожелать Дорогому Учителю здоровья, долгих творческих лет жизни, дальнейших успехов, достойных учеников.
Коллективы кафедр детских болезней Военно-медицинской академии и педиатрии с курсами перинатологии и эндокринологии факультета повышения квалификации и постдипломной переподготовки Санкт-Петербургской Государственной педиатрической медицинской академии.