Лапис Георгий Андреевич
детский врач, невролог, кандидат мед. наук

Нарушения поведения и учебные трудности у детей

Достаточно часто родители приводят своего ребенка к неврологу и просят: «Доктор, сделайте так, чтобы он слушался / хорошо учился!». Как правило, такая формулировка – это не желание переложить ответственность, а вопль отчаянья, когда все родительские усилия оказываются безуспешны.

                В последние 20 лет виден отчетливый рост числа детей с трудностями в обучении и поведении -  среди школьников первых 3-х классов их встречаемость достигает 7-10%. Нередко эти трудности сочетаются с двигательной расторможенностью, нарушением внимания, повышенной импульсивностью и эмоциональной лабильностью.

                В Международной классификации болезней эти признаки носят название синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

                В большинстве случаев причинами заболевания являются наследственная предрасположенность в сочетании с отягощенным акушерским анамнезом и сложностями в семейных отношениях.

                При этой патологии имеют место функциональные (т.е. обратимые) нарушения в деятельности центральной нервно  й системы. Ошибочно же родители и учителя видят причины такого поведения ребенка в его откровенной лени и дефектах преподавания.

                Отсутствие своевременного лечения, упорные попытки «заставить» ребенка вести себя хорошо и относиться ответственно к учебе ведут к хронизации заболевания и необратимой потере времени.

                 В то же время при ранней диагностике (лучше в период от 5 до 7 л) и проведении рационального лечения успех возможен - поведение ребенка принципиально меняется, и он перестает быть хроническим отстающим. Тут важно четко сформулировать вопрос – какие минимальные задачи ставят перед собой родители, заводя ребенка? Ответ – чтобы он был социализирован, нашел своё место в обществе и жизни в целом, и в дальнейшем не висел тяжким бременем (физически, финансово или иным образом) на шее родителей, когда станет взрослым (подростковый период с 13 до 19 лет). Эта мысль имеет самое непосредственное отношение к ребенку с СДВГ, которому вполне можно помочь, если умело и терпеливо взяться за дело в раннем возрасте.

                Альтернатива позитивному сюжету печальная–ключевые симптомы СДВГ сами не исчезают, а видоизменяются, оставляя все социальные проблемы – (низкая самооценка, склонность к алкоголизму и наркомании, нежелание утруждать себя учебой и работой) нерешенными. Совсем недавно в интернете прошла информация о подростке в СПб, который убил свою мать (задушил, а потом добил ножом), которая, по его мнению, «достала» его со своими претензиями, чтобы он учился, а не бездельничал. Имеются у подозреваемого психические или неврологические отклонения – в статье не указывалось. Но обсуждаемая патология – СДВГ – вполне может служить фундаментальным фоном последующего столь негативного развития событий

                Бытует мнение, что такие гениальные люди, как Эйнштейн, Эдисон и Ньютон страдали СДВГ, но это заблуждение. Хотя в школе одаренные дети могут себя вести, как дети с СДВГ, но это потому, что им на уроке действительно скучно, а преподаваемые истины им уже известны.

                Итак, удовлетворительный результат лечения возможен, но для этого ребенок как минимум должен встретиться с неврологом, т.е. родители должны понять, что их проблемой является не переданный по наследству дурной характер ребенка, а заболевание, которое поддается терапии.