Лапис Георгий Андреевич
детский врач, невролог, кандидат мед. наук

Незначительное отставание в психическом развитии

Положение в обществе детей (затем подростков и далее взрослых) с отставанием в психическом развитии представляется сложным. В известной степени общество ими пренебрегает. Прежде всего, в части случаев таких детей уже в родильном доме или несколько позже отвергают родители и они оказываются в казенном учреждении, что делает прогноз плохим, поскольку выхода из закрытого учреждения для таких детей нет.

Ребенок с отставанием в психическом развитии, находясь в семье, безусловно, имеет больше шансов для развития, чем тот, кто в раннем возрасте попал в детский дом и специализированный интернат. Но оставив его у себя, как будут в дальнейшем вести себя его родители, смогут ли они прилагать постоянные весьма энергичные усилия, чтобы его социализировать? Это, конечно, большой вопрос.

И в этой ситуации очень важно, чтобы родители такого ребенка с помощью специалистов – докторов, педагогов, психологов, логопедов – максимально объективно оценили выраженность дефекта его психического развития, сформулировали программу реабилитации и смогли бы её четко выполнять.

Ещё раз подчеркнем, что жизнь в семье в сочетании с посещением коррекционного учреждения – детского сада, а потом школы – это оптимальный путь работы с такими детьми, но степень их социализации на выходе строго индивидуальна и определяется тяжестью отставания и многими другими факторами.

После выписки из роддома развитие ребенка курирует педиатр и невролог. На первом году жизни существуют определенные временные нормы, когда ребенок должен начать держать голову, взять в одну руку игрушку и переложить её в другую, когда перевернуться, сесть, встать и пойти самостоятельно. Успешное формирование моторных функций – уже в значительной степени залог нормального психического созревания. О благоприятном психическом развитии говорит появление у ребенка комплекса «радости общения» - улыбка, гуление и потом смех, глубокие вздохи, вскидывание ручек, перебирание ножками, взвизгивание и проч. В норме этот комплекс появляется в 5-6 недель от роду и с 4-6 месяцев усложняется. У детей с отставанием он грубо изменен, слабо выражен и возникает существенно позже – через 18-19 мес. от рождения. Во втором полугодии первого года жизни можно подозревать психическое недоразвитие, если при нормальной физической (моторной динамике), удовлетворительном зрении и слухе у ребенка слабо выражена или отсутствует реакция на окружение. Он не отличает мать, не интересуется игрушками, он не реагирует на обращенную к нему речь, а интерес проявляется только к пище, когда ребенок автоматически отслеживает все, что к ней относится.

На втором году жизни об отставании ребенка говорит запоздание появления навыков стояния и ходьбы (хотя причины могут быть, например, и ортопедические), первые слова появляются с большой задержкой (в норме ребенок в 2 года должен сказать фразу из двух слов с глаголом, например: «Мама, дай!»). Умение пользоваться горшком недостижимо (хотя очень многое зависит от взглядов на этот вопрос родителей!). О самостоятельном использовании ложки и чашки также речь не идет. Интерес к окружающим предметам – краткий, они ребенку неинтересны. Отстающий в развитии ребенок не стремится к общению с окружающими людьми любого возраста – почти не отвечает на обращенную к нему речь, редко радуется, настроение у него сниженное, часты раздражение и капризы.

Третий год – экспрессивная речь может очень сильно отставать, словарный запас мал, речь лишена эмоциональной окраски. Понимание обращенной к ребенку речи сильно варьирует, но в любом случае отставание в развитии речи резко тормозит коммуникативную активность, а значит всестороннее развитие. Обычно преобладает сниженное безрадостное настроение, ребенок на все реагирует одинаково, или его эмоции не соответствуют ситуации. Любое задание взрослых –например, построить пирамидку – выполняется методом проб и ошибок, даже если показан образец.

Четвертый год – развитие у легко отстающих детей протекает неравномерно. По всем показателям психомоторного развитие имеет место отставание. В меньшей степени страдают простые движения – ходьба, прочие движения конечностями, навыки самообслуживания, восприятие окружающего пространства. В большей степени задержано развитие игровой деятельности и речи – последняя бедна, примитивна по построению фраз, словарный запас мал, обилие фонематических (произнесение звуков) дефектов. Конструктивная (ЛЕГО) и изобразительная (рисование, лепка) деятельность не развиты.

Дошкольный возраст (5-6лет). Основой умственного развития ребенка является овладением им познавательными ориентировочными действиями, то есть у него вырабатывается способность воспринимать и обдумывать информацию. Это происходит или в ходе практической деятельности или при обучении. Постепенно дошкольники обучаются мысленно оперировать образами (представлениями) предметов и явлений. Т.е. происходит формирование образного мышления – без этого рисовать, конструировать, играть в игры и вообще обучаться в школе, начиная с 1-го первого класса, невозможно.

У отстающих детей эти процессы на всех стадиях страшно замедлены. У них соединение восприятия со словом (символом) происходит медленно и с большим опозданием. Ключевым обстоятельством является почти полное отсутствие у них любознательности. События, слова, факты запоминаются с трудом, а через короткое время улетучиваются из памяти.

В норме к 7 годам ребенок приобретает школьную зрелость, сюда входит следующее:

1.            Интеллект – развитие тонких движений руками (ребенок держит в руках ручку, кисточку, карандаш, обдуманно действует ими), умение воспроизводить образец, концентрировать внимание, логически запоминать.

2.            Контроль эмоций – снижение столь характерной для ребенка в этом возрасте импульсивности, способность длительно делать по заданию нечто, не самое в данный момент привлекательное.

3.            Социализация – ребенок испытывает потребность в общении со сверстниками, обучается играть роль ученика, т.е. слушать, понимать и выполнять указания учителя.

К 7 годам для детей с психическим отставанием выполнение указанных условий в рамках обычной школы недоступно, ни о какой мотивации к обучению не может быть и речи, поэтому их отправляют в коррекционные школы и формулируют индивидуальные программы обучения.

Младший школьный возраст. По разным причинам, но чаще из-за нежелания, или неспособности со стороны родителей понять, что объективно представляет собой их ребенок, и незнания ими школьной программы возникает ситуация, когда психическое отставание ребенка обнаруживается только в 1-м классе. Темп и объем освоения школьной программы оказывается для таких детей недоступен. Как правило, у них страдает и житейская ориентировка – адрес проживания, работа родителей, времена года, дни недели, скрытый смысл поговорок – все это для них тайна за семью печатями.

Разобраться в ситуации нужно максимально быстро. Волевым усилием удерживать ребенка в избранном учебном заведении неправильно. Нужно честно обнаружить отставание, оценить его степень и выбрать учреждение с подходящей программой. В дальнейшем при прочих благоприятных обстоятельствах дети заканчивают данное коррекционное учебное заведение, приобретают профессиональные навыки и способны самостоятельно трудиться.

Терапия. Очень важно изменить отношение к отстающим в психическом отношении детям близких им людей, а также общества в целом, как к бесперспективным. Важно в максимально раннем возрасте поставить правильный диагноз, найти вероятную (-ые) причину (-ы), болезни, и далее действовать в соответствии с современным уровнем лечебной практики. Алгоритм действий родителей следующий:

- максимально раннее обсуждение со специалистами докторами (невролог, психиатр) возникших вопросов, формулировка диагноза. В последнем отражается оценка речи, интеллекта, моторики, поведения, развития навыков самообслуживания, особенностей воспитания ребенка, состав его семьи и ее материальное положение. Определение личности лечащего врача.

-назначение необходимой лекарственной терапии.

-обсуждение с логопедом имеющихся дефектов экспрессивной речи. Оценка степени понимания ребенком обращенной к нему речи (со стороны родителей и посторонних людей). Формулировка лечебно-реабилитационной программы.

-обсуждение с педагогом-дефектологом и психологом сегодняшней ситуации и перспектив развития ребенка. Назначение коррекционно-педагогических мероприятий.

Совместно со специалистами родителями ребенка проводится выбор коррекционного учреждения, которое он будет посещать на данном этапе, оставаясь в семье.