Лапис Георгий Андреевич
детский врач, невролог, кандидат мед. наук

ПЭП и как с ней бороться?

Мобильный телефон – это уже привычная, но объективно новая реальность, данная нам в руку для ощущения нашего собственного могущества.  Поэтому внутренне могущественные люди разговаривают по телефону в любой ситуации в любом обществе так, как будто они одни. В трамвае сидящая предо мной женщина громко и категорично кричала собеседнику: «Доктора совсем ненормальные и сперва ставят всем детям подряд ПЭП без разбора, а потом через год этот диагноз снимают, а то у них показатели будут плохие. Что? Что такое ПЭП? Я тебе потом объясню!».

Давайте я вам сейчас объясню, что такое ПЭП и как с ней бороться или жить. Течение беременности далеко не всегда бывает благополучным – возможны простуды, госпитализация для ее сохранения;  да, могут возникнуть проблемы и посерьезней –  травма беременной или острый аппендицит.

Потом начинаются роды, которые в любом случае оказываются испытанием, как для плода, так и для будущей мамы. Термином перинатальная энцефалопатия называют то неблагоприятное состояние центральной нервной системы новорожденных и детей первых месяцев жизни, которое возникает из-за поражения головного мозга во время беременности и/или в период  родов.

Главный враг головного мозга ребенка в это время – дефицит кислорода (гипоксия), что является повреждающим фактором для нервных клеток. Если ребенок родился, сильно пострадав от гипоксии, то им уже в родовом зале занимается микропедиатр (неонатолог) и потом при необходимости его прямо из родильного дома переправляют в больницу в отделение патологии новорожденных. Если же ребенок из родильного дома выписывается к себе домой, то значит его состояние удовлетворительное.

Но гипоксическое повреждение нервных клеток может дать о себе знать не сразу после родов, а позднее – вот почему так важно наблюдение новорожденного (первые 30 дней жизни) и более старшего ребенка педиатром и неврологом амбулаторно. На протяжении первых месяцев жизни перинатальная энцефалопатия может проявляться по-разному, но наиболее частые ее признаки следующие: ребенок беспокоен, при крике у него дрожит не только подбородок, но руки и ноги; днем он спит, а ночью «гуляет», иногда сильно вздрагивает; у него частые срыгивания, причем их объем весьма велик, и он плохо идет в весе; у него повышенный мышечный тонус и поэтому его трудно пеленать.

Во многих родильных домах (но не во всех ) детям делают  ультразвуковое исследование ( УЗИ) головного мозга, а далее по плану эту диагностическую процедуру нужно обязательно провести еще раз до конца первых двух месяцев жизни. Это полностью безопасное исследование дает докторам ценную информацию о состоянии головного мозга  ребенка. Результаты  полноценного осмотра младенца в сочетании  с информацией  УЗИ позволяют безошибочно отделить нормальное неврологическое состояние ребенка от патологического и с определенной осторожностью сформулировать прогноз его дальнейшего развития.

Обоснованный диагноз перинатальной энцефалопатии можно уверенно поставить после повторного осмотра ребенка в течение первых двух месяцев жизни и далее, если ребенок действительно страдает, необходимо проводить согласованную с родителями терапию, которая при ранней диагностике заболевания в большинстве случаев эффективна.

Что такое лечение включает? Основой терапии является физическое воздействие на организм ребенка – это плановый  общий дифференцированный массаж, который осуществляет специалист, начиная с возраста в полтора месяца.  Проведение курсов профессионального массажа не исключает, а подразумевает, что мать ребенка будет делать ему ежедневно массаж стоп, ладошек и других мышц и  заниматься гимнастическими упражнениями с его суставами. Методику такого массажа и лечебной физкультуры матери покажет доктор-невролог. Мощным лечебным эффектом также обладают плавание в большой ванной и качание на шаре. Опять же конкретную методику  этих физических упражнений для данного ребенка продемонстрирует доктор-невролог.

Детям, страдающим перинатальной энцефалопатией, показана лекарственная терапия, цель  которой -  достижение постепенной нормализации деятельности центральной нервной системы  ребенка и создание условия для ее дальнейшего полноценного развития.  Для этого используются лекарственные препараты из группы ноотропных средств, гомеопатические средства, аминокислоты.  Каждый доктор использует те схемы, которые, по его мнению,  будут максимально эффективны именно в этой ситуации, и  их применение будет сопровождаться минимальными нежелательными эффектами. Если терапия  перинатальной энцефалопатии эффективна, то с некоторым опозданием ребенок начинает удерживать голову, переворачивается со спины на живот и обратно, садится, потом встает, начинает ползать и, наконец, самостоятельно идет. Он смеется в ответ на обращение к нему родителей, понимает простую речь окружающих людей и примерно в два года начинает произносить отдельные короткие фразы.

Что происходит в том случае, если в силу тех или иных причин диагноз перинатальной энцефалопатии не поставлен  вовремя,  как протекает дальнейшее развитие ребенка? Как правило, ребенок развивается с отставанием, то есть все этапы физического развития он проделывает позже и со сложностями, например, начинает самостоятельно ходить в 1г и 3 или 4 месяца или даже позже. Развитие речи у него тоже страдает, и он начинает говорить фразами только в 3 или 4 года с множеством дефектов в произнесении звуков. «Ехал Грека через реку» - ему долго еще не выговорить. У детей, перенесших родовую травму, что клинически проявляется в виде перинатальной энцефалопатии, может нарушаться движение внутримозговой жидкости (ликвора), что сопровождается развитием гипертензионного синдрома ( повышение внутричерепного давления) и в дальнейшем это чревато постоянными головными болями той или иной интенсивности.

Порой дошкольное развитие ребенка с просмотренной перинатальной энцефалопатии, по оценке  родителей,  существенно не страдает, но стрессорная ситуация при начале  школьных занятий часто расставляет все по местам и ребенок откровенно «не тянет» даже в самой обыкновенной школе.  Естественно, что, чем позже на приеме у невролога появляется такой ребенок – кричащим его приносят в «кенгуру, или приходит пятилетний социально неразвитый малыш (т.е. неспособный обращаться с горшком, самостоятельно есть и одеваться); или приходит второклассник, которого к неврологу отправил завуч, или является подросток, мучимый тяжкими головными болями – тем сложнее такому ребенку помочь,  хотя в отчаянье руки складывать нельзя никогда.

Пожалуй, самым неблагоприятным исходом перинатальной энцефалопатии является детский церебральный паралич, который не возникает неожиданно, как гром среди ясного неба. Детский церебральный паралич это или следствие глубокой недоношенности, или крайне неблагоприятного течения беременности и родов. Увы, иногда этот диагноз формулируется поздно и тогда даже самые энергичные  лечебные мероприятия не способны преодолеть то, что преодолеть невозможно-упущенное время. 

Таковы соображения, на основании которых  счастливым родителям, у которых совсем недавно родился ребенок, нужно обязательно провести  ребенку ультразвуковое исследование головного мозга  и показать его неврологу.

Так что женщина с мобильником в начале моего рассказа была полностью неправа, и медицинская статистика здесь не причем.