Лапис Георгий Андреевич
детский врач, невролог, кандидат мед. наук

Виктор Григорьевич Гузев

Виктор Григорьевич Гузев – доктор филологических наук, профессор кафедры тюркской филологии восточного факультета СПб Государственного университета.

Дата рождения: 3 ноября 1939г.

Кто такие тюрки, в чем их отличие от турок, где они живут и чем занимаются тюркологи?

На протяжении своей жизни я неоднократно слышал термины «тюрки», «тюркология» и считал, что речь идет о некой языковой группе, которая представляет интерес для ученых лингвистов или филологов, поэтому они её и изучают. Но мотивации более детально вникнуть в вопрос у меня не было. И вот случилось!

Ко мне, как к доктору на прием пришел человек, который и оказался тем самым специалистом в тюркологии, т.е. тюркологом. Закончив обсуждение медицинских проблем, я стал задавать ему разные вопросы, продемонстрировав, что даже отдалённо ничего не понимаю в теме «тюркология». Со временем мы познакомились с Виктором Григорьевичем Гузевым поближе, и вот что я от него узнал. Но (!) тема оказалась сложная, многозвенная, одно цепляется за другое, и поэтому, чтобы понятно её раскрыть пришлось привлечь информацию из самых различных областей знаний.

Итак, тюрки – народы тюркской языковой группы – этническая и языковая общность народов, говорящих на тюркских языках. Филологи или лингвисты занимаются тюркскими языками?

Филология — это изучении языка, но не столько его слов и составляющих, сколько исторических фактов, этимологии, разъяснение тех или иных понятий, в зависимости от промежутка времени. Филолог – это знаток истории языка.

Лингвистика или языкознание — это наука о языке, его общественной природе и функциях, его внутренней структуре, о закономерностях его функционирования и исторического развития, и классификации конкретных языков. Т. о. тюркологи — лингвисты.

Виктор Григорьевич был категорически против моих попыток разобраться в том, как связаны между собой мышление, речь и язык. Поэтому я просто расскажу дальше о тюрках и языках, на которых они говорят.

Классификационно существующие на Земле языки разделяют на семьи:

Индоевропейская -  на этих языках говорят 2.5 млрд. человек.

Сино-тибетская (в том числе Китай) – на этих языках говорят примерно 1.2 млрд. человек.

Урало-алтайская (примерно 500 млн человек) -  сюда входят и тюркские языки (на последних говорят около 180 млн. человек).

Сравнительное число людей в мире (по национальной принадлежности), говорящих на тюркских языках

Получается, что 87% людей, говорящих на тюркских языках составляют представители следующих 5 национальностей (по убывающей): турки, азербайджанцы, узбеки, казахи и уйгуры.

Тюркская письменность появилась около 8 века н.э. (орхоно-енисейская руническая письменность), до этого существовали только устные предания.

Рунические письмена найдены на каменных стелах по берегам реки Орхон в Монголии (Орхон – приток Селенги, последняя – основной источник водных поступлений озера Байкал).

Современные тюркоязычные народы проживают на разных континентах, но крупнейшая территория расселения — Россия, а наибольшая численность компактно проживающего населения в Турции. Большинство современных тюрок — мусульмане, но есть также православные христиане, иудеи и буддисты.


Карта современного расселения в Евразии народностей, говорящих на тюркских языках

Тюркология - комплекс научных дисциплин, изучающих языки, литературу, историю, фольклор, религию, этнографию, духовную и материальную культуру тюркских народов в прошлом и настоящем. Тюркология зародилась в XI веке, когда кашгарским* тюркским ученым Махмудом ал-Кашгари был составлен первый словарь тюркских языков.

*- Кашга́р — городской уезд в городском округе Кашгар Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР.

В 1795г. в Париже была открыта первая на Западе высшая школа по изучению тюркских языков (Школа живых восточных языков). В России тюркология возникла в XVIII в., и как самостоятельная дисциплина - во второй половине XIX в. Тюркология развита в России, поскольку тюркских народов здесь много и сложилась сильная школа ученых, а также в Германии и Франции. В США и Англии эта область лингвистики захирела. В Санкт-Петербургском университете трудилось множество выдающихся лингвистов, упомянем двоих:

Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ (польск. Jan Niecisław Ignacy Baudouin de Courtenay, 1845 — 1929) — российский лингвист польского происхождения. 

По родословной легенде, происходил из древнего французского рода Куртенэ, ведущего своё начало от короля Людовика VI Толстого (1108-1137). В Польшу предок Бодуэна де Куртенэ переселился на рубеже XVII—XVIII веков.

Окончил в 1866 году со степенью магистра Главную школу в Варшаве, где изучал санскрит, литовский и славянский языки. Совершенствовался в языкознании за границей, в Санкт-Петербурге и Москве. Научную деятельность начал с изучения словенского языка и культуры Словении.  С 1875 года стал преподавать в Казанском университете как ординарный профессор. После Казанского преподавал в Юрьевском, Краковском, Петербургском, Варшавском университетах. После воссоздания независимой Польской республики поселился там и в 1919—1929 годах Бодуэн де Куртенэ— почётный профессор Варшавского университета и заведующий кафедрой сравнительного языкознания в Дерптском университете. Похоронен в Варшаве на кальвинистском (евангелическо-реформатском) кладбище.

Могила Бодуэна де Куртенэ

Научная деятельность. Бодуэн де Куртенэ совершил переворот в науке о языке: до него в лингвистике языки исследовались исключительно по письменным памятникам. Он же доказал, что сущность языка — в речевой деятельности, а значит, необходимо изучать живые языки и диалекты.

Бодуэн де Куртенэ в течение многих лет изучал разные индоевропейские языки, и работая в экспедициях, исследовавших славянские языки и диалекты, фиксировал их фонетические особенности, создав на основании полученных материалов теорию фонем, фонетических чередований, а также теорию письма, тем самым став основоположником фонологии и экспериментальной фонетики.

Подготовил третью и четвёртую редакции словаря Даля, уточнив этимологию, а также пополнив его новыми словами. Работая в Казани в 1874—1883 годах, учёный основал Казанскую лингвистическую школу, а в Петербурге им была создана Петербургская лингвистическая школа.

Особую роль в изучении тюркских языков в России сыграл Радлов Василий Васильевич *(Фридрих Вильгельм Радлов (нем. Friedrich Wilhelm Radloff) 1837 (Берлин)-1918 (Петроград).


Радлов родился в семье городского комиссара полиции Фридриха Вильгельма Радлова. Вследствие болезни молодой Радлов целый год провел в деревне в компании проф. И. Петрашевского, который привил ему интерес к восточным языкам. В 1854–1858 гг. Радлов был студентом философского факультета Берлинского университета, и в эти годы у него сформировался интерес к уральским и алтайским языкам. Именно поэтому он решил ехать в Россию для их изучения, а также начал изучать русский язык.

В 1858 г. Радлов прибыл в Санкт-Петербург для занятий при Азиатском музее, зарабатывая себе на жизнь частными уроками. Радлову было предложено место преподавателя немецкого и латинского языков в Барнаульском высшем горном училище, предоставлявшее возможность поездок для изучения языков Алтая непосредственно в языковой среде. 11 мая 1859 г. он принял присягу на подданство России и с этого времени стал именоваться Василием Васильевичем Радловым. 14 мая того же года он вместе с невестой, а потом женой отправился в Барнаул (впоследствии у них родилось 5 детей). По поручению управляющего Кабинетом его императорского величества барона Радлов в течение десяти лет, с 1860 по 1870 г., обязан был в летнее время совершать путешествия в отдаленные места Южной Сибири для изучения языка и быта обитающих там инородцев. О своих путешествиях он ежегодно представлял отчеты – первый вышел в 1866г.

В 1876г его избрали ординарным академиком Императорской академии наук по части истории и древностей азиатских народов и назначили на должность директора Азиатского музея, уже тогда считавшегося одним из крупнейших в мире собраний восточных рукописей. В ходе последней экспедиции, ставшей вскоре знаменитой и получившей название Орхонской, были открыты орхоно-енисейские рунические надписи. В конце 1884 г. Радлов вернулся в Петербург.  В 1894 г. В.В. Радлов завершил перевод и осуществил публикацию рунических памятников, а уже в 1895 г. были опубликованы переводы сорока енисейских надписей.

15 марта 1894 г. В.В. Радлов был избран на пост директора МАЭ (Музей археологии и этнографии= Кунсткамера). Ученый возглавлял музей с 1894 по 1918 гг., и сыграл решающую роль в становлении его как подлинно научного учреждения мирового уровня.

В 1902 г. Радлов положил начало библиотеке МАЭ, подарив Музею свое книжное собрание, а с 1900 г. он стал создателем тюркологической научной школы. В.В. Радлов скончался 12 мая 1918 г. и был похоронен на лютеранской части Смоленского кладбища СПб.

                                                      Деталь памятника


Памятник Радлову В.В.  и его семейству

Главные достижения ученого: В.В. Радлов — один из основоположников сравнительно-исторического изучения тюркских языков, выдающийся организатор науки и музейного дела, с равным успехом работавший, как в кабинете, так и в экспедициях по Алтаю, Сибири и Центральной Азии.

Турки и турецкий язык, как представитель группы тюркских языков.

По численности населения среди всех тюркоговорящих народов турки составляют 43% и проживают наиболее компактно, при этом они видят себя в роли лидера сообщества, говорящего на тюркских языках. Слово türk на древнетюркском языке означает «достигший расцвета, могущества». В Европе не называли печенегов или половцев турками: это слово — турки — стало употребляться широко только для обозначения народа сельджукской и впоследствии Османской империи.

 По-турецки «тюрк» имеет значение «турок», как представитель турецкого этноса и «тюрк», как представитель этноязыковой общности тюркских народов. Впервые термины «Турция», затем «турецкое господство» возникли в 1190 году в западноевропейской политической литературе для обозначения Анатолии (см. ниже), находившейся под властью Сельджукидов (см. ниже).

До начала XX века этноним «турок» употреблялся чаще всего в уничижительном смысле. «Турками» именовали тюркоязычных крестьян Анатолии, с оттенком невежественности (напр. kaba türkler «грубые турки»). Для османского правящего класса оно служило синонимом «мужика».

Османский язык — государственный язык Османской империи, принадлежит к огузской подгруппе тюркских языков. Несмотря на то, что османский язык был тюркским в своей основе, его лексика доходила в некоторых литературных произведениях до 80—90 % арабских и персидских слов. Для записи использовался арабский алфавит.

أ ب ج د ﻩ و ز ح ط ي ك ل م ن س ع ف ص ق ر ش ت ث خ ذ ض ظ غ
Арабский алфавит

В 13-15вв существовал староанатолийско-тюркский язык, сложившийся после переселения сельджуков в Анатолию.

Раннетурецкий язык – 15-16 вв.
Среднетурецкий язык - 17-18 вв.
Новотурецкий язык -  с 19 по первую четверть 20 века.
Современный турецкий язык с 30-х годов 20 века.

Современный турецкий язык не является прямым продолжением османского языка. После образования Турецкой республики (1924) был кодифицирован современный турецкий литературный язык, с письменностью, основанной на латинском алфавите (1928), и османский язык вышел из употребления. Одно из основных отличий современного турецкого языка от османского — это более широкое использованием тюркских неологизмов вместо арабо-персидских заимствований.

Теперь обратимся к нашему герою.

Виктор Григорьевич Гузев родился 03.11 39г в г. Воронеже. Окончил кафедру тюркской филологии Восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета; доктор филологических наук; специальность – языки народов зарубежных стран Азии, Африки, аборигенов Америки и Австралии.  Место работы, должность: Восточный факультет СПбГУ, профессор (с 22.02.1990). Иностранные языки: турецкий, узбекский, болгарский, английский, немецкий, французский.

В 5 классе школы он начал как все ученики изучать немецкий язык. Учителем оказался, вероятно, бывший разведчик, с великолепным знанием языка, который, почувствовав у мальчика способности и интерес, стал с ним заниматься отдельно и к концу их общения ученик овладел языком весьма основательно. Далее он сдал вступительные экзамены в ЛГУ на Восточный факультет, желая изучать или китайский, или арабский языки. Но его убедили, что на данном этапе с его способностями лучше изучать тюркские языки, поскольку на желаемых им отделениях в этом году все места заняты золотыми медалистами. Так он стал тюркологом и в полной мере овладел немецким и турецким языками. Английский и французский он знает хуже. Болгарский знает очень хорошо – его жена Здравка – болгарка. Вероятно, его лингвистические способности передались от бабушки по линии матери, которая свободно говорила на трех европейских языках, а также польском, идиш и украинском (последние три она знала, не будучи еврейкой, а проживая в соответствующем окружении).

По моей просьбе В.Г. Гузев читал красивые по звучанию рифмованные стихи на турецком языке, и его речь, естественно, напоминала то, что можно слышать по телевизору, когда передают сюжеты с Т. Эрдоганом.

Также далее он читал весьма мелодичные стихи на болгарском языке, при этом я понимал речь настолько хорошо, что можно было уловить смысл произносимого. Это удивительно, насколько болгарский язык близок с русским.

Впервые В.Г. Гузев попал в Болгарию (для изучения турецкого языка) в 1959г, а в Турцию только в 1995г (то есть чуть ли не спустя 40 лет и то благодаря личной инициативе и Перестройке). В Болгарии в 1959-1960гг (после окончания третьего курса) власти пытались склонить его к изучению болгарского языка, но он отстоял свое право заниматься избранной темой и отправился в деревню, где жили этнические турки и где он сумел набрать материал для превосходной статьи о местном диалекте турецкого языка. В 1960г он познакомился со своей будущей женой – Здравкой, которая в это время была студенткой биологического факультета Софийского университета.

Изучая турецкий язык В.Г. Гузев очень быстро понял, что если он будет только владеть турецким языком, то его уделом будет профессия переводчика, не более того. Поэтому он с самого начала обозначил свои интересы и по ширине (вся тюркология) и по глубине (в результате он знает турецкий язык как лингвист, вероятно, лучше, чем сами турки).

Когда в 1959-60гг В.Г. Гузев работал в Болгарии, там из 9 миллионов населения было 2 миллиона этнических турок. Государственный язык в Болгарии всегда был один (сравни с Финляндией, где два государственных языка, а на шведском говорят 4% населения). Сейчас (начало 21-го века) в Болгарии около 7 млн. населения и турок менее 10 процентов. Взвешенную межэтническую политику в Болгарии проводили очень короткий период времени (1945-49гг) при Г. Димитрове, потом все изменилось в худшую сторону.

В 1960г турки проживали компактно в почти однонациональных деревнях, где в школах турецкий язык преподавали факультативно. Болгарская нация была титульной. В представлении властей и населения это, естественно, было справедливо, как следствие того унижения, которое испытала болгары, пребывая в составе Османской империи (1396-1878гг), но на самом деле исторические факты не оправдывали действий болгарских властей.

В Болгарии в 60-е года 20-го века болгары ненавидели турок, но в то же время все прекрасно понимали, что Турция способна в краткие сроки оккупировать всю Болгарию, если бы не существование СССР. К этому времени Георгий Димитров уже умер и Тодор Живков (ген. секретарь ЦК БКП с 1954 по 1989гг) проводил антагонистическую политику по отношению к турецкому этническому меньшинству.

Когда я спросил Виктора Григорьевича о действиях турок на Кипре в 1974г на Кипре, то он в известной степени их оправдал, считая, что в противном случае турки-киприоты практически не имели шансов на выживание на острове, если бы власть захватили путчисты по указке «черных полковников».*

*- Режим «чёрных полковников» — военная диктатура правого толка в Греции в 1967—1974 годах. Предлогом для установления диктатуры была борьба «с коммунистической опасностью». Проводились широкие политические репрессии. Отношения с западными странами у Греции ухудшились, а давним противником-Турцией – резко обострились. Хунта провозгласила, что она обеспечит политическую стабильность и экономическое процветание. Обещанное оказалось недостижимо, а полный крах хунта потерпела при попытке организовать военный переворот на Кипре.

После Первой мировой войны Кипр де-факто из османского стал британским и получил независимость в 1960г, но при этом отношения между греческой и турецкими общинами на острове резко обострились, поэтому англичане до сих пор сохраняют на острове 2 военные базы, а в 1964г на остров были введены миротворческие войска ООН. В 1974г столкновения между общинами приняли самый острый характер и «черные полковники» дали отмашку на давно готовившийся военный переворот – после чего власть захватили греческие войска, базировавшиеся на острове и законный президент республики – архиепископ Макариос в конечном итоге бежал в США. В ответ Турция тут же ввела на остров свои войска, мотивируя это необходимостью защиты турецкого населения. В итоге остров (а также столица Никосия) по сей день разделен на две зоны, греческую (63% территории) и турецкую (37%), в южной части расположена Республика Кипр, а в северной -  провозглашена Турецкая республика северного Кипра, признанная только одним государством-Турцией.

В процессе многолетнего общения с турками у В.Г. Гузева сложилось устойчивое представление, что у себя в стране (в Турции), по крайней мере, анатолийские турки считают себя титульной нацией, а конкретней - что история народов, населявших полуостров Малая Азия до 11 века н.э. не существенна, и национальные меньшинства современной Турции (курды, армяне, татары, греки) вторичны и неполноценны. Этнический состав современной Турции:

  Народность Численность
1 турки 60 000 000 — 65 000 000
2 курды 6 000 000—11 000 000
3 крымские татары 500 000 - 5 000 000
4 греки 400 000

Как полагает В.Г. Гузев, у многих турок, как изначальная установка в сознании, присутствует мысль, что мужчина работать не должен, поскольку это позор. Откуда же брать деньги? – только путем руководства и эксплуатации в прямой или косвенной форме подневольного труда. Ранее для этой цели существовали рабы. Менталитет многих современных турок: человек без денег – дерьмо, а дерьмо с деньгами – человек. Поскольку такая демотивирующая психологическая установка, направленная на отказ от креативной интеллектуальной деятельности, сохраняется в полной мере с момента образования турецкого государства (с XIV в) и по сей день, то, как следствие турки не дали миру ничего более значительного, чем Кемаль Ататюрк, на этом их творческий потенциал исчерпывается. *

* – Мне представляется, что в этом вопросе В.Г. Гузев излишне категоричен. Выдающиеся турки, безусловно были и вот я насчитал 10 примеров, включая самого Ататюрка, правда двое из указанных лиц оказались иной национальности (один – армянин, другой – араб), но все равно они прославили именно Турцию и себя. Добавим, что в малонаселенной Финляндии (5.5 млн. человек) выпущена очень хорошая книга «100 замечательных финнов»:

Выдающиеся жители Турции:

Аль-Баттани (858 — 929) — знаменитый средневековый астроном и математик. Араб по происхождению. Провел множество астрономических наблюдений, написал «Трактат о расстояниях до небесных светил». С минимальной погрешностью вычислил длительность солнечного года. Его открытия оказали большое влияние на европейскую астрономию.

Юнус Эмре (1240? —1321?) — одна из самых ярких фигур в турецкой литературе, последователь суфизма. Считается основоположником турецкого стихосложения. Самые запоминающиеся строки — «Sevelim ve sevilelim»*, что в переводе с турецкого означает «(Давайте) любить и быть любимыми». Одним из первых поэтов стал употреблять разговорный староанатолийко-тюркский язык (а не арабский или персидский) в стихосложении. Его поэтическое наследие дошло лишь в поздних записях, датируемых примерно XV—XVI вв. Достоверной информации о его жизни мало. Всю жизнь он был странствующим певцом, дервишем. Недалеко от города Кулы имеется мавзолей Юнуса Эмре.

*  — Вот его самое знаменитое стихотворение «Sevelim Sevilelim». Итак, текст стиха первоначально сочинен на староанатолийско-тюркском языке и записан арабскими буквами. В 20-м веке он переписан латинскими буквами. Далее здесь следует его дословный перевод на английский язык, затем дословный перевод на русский и стихотворный перевод на русский язык.

Sevelim Sevilelim (Yunus Emre)
Hak cihana doludur, kimseler Hakký bilmez 
Onu sen senden iste, o senden ayrý olmaz 
Dünyaya gelen geçer, bir bir þerbetin içer 
Bu bir köprüdür geçer, Cahiller onu bilmez  

Gelin tanýþ olalým, iþin kolayýn tutalým 
Sevelim sevilelim, dünya kimseye kalmaz 
Yunus sözün anlar isen, mani'sini dinler isen 
Sana iyi dirlik gerek, bunda kimseler kalmaz  

Love, and Be Loved

God fills the world, no one knows God,
Ask yourself for Him, He does not exists apart from you,
All that come to world goes, drinks the sorbet of death one by one
This is a bridge that pass away, ignorants do not comprehend,

Come, let's know each other, to make things easier
Let's love and be loved, no one is eternal on this world
If you understand the words of Yunus, listen to their meaning
You need a peaceful coexistence, no one stays on this.

Господь повсюду в мире. Никто не знает господа, как следует.
Ищи Господа в себе. Он неотделим от тебя.
Приходящий в мир лишь проходит (через него). Каждый один за другим пьет из чаши смерти.
Это мост, проходя по которому, каждый подвергается испытаниям. Несведущие не знают этого.

Давайте познаем друг друга. Упростим положение дел.
Давайте любить и да будем любимы. Никто не вечен в этом мире.
Если ты понимаешь слова Юнуса, постигай их смысл.
Тебе нужна праведная жизнь. Здесь не остается никто (из тех кто это не понимает).

Любить и быть любимым
Бог везде, он вездесущ, кто-то его знает? – нет,
Ты ищи его в себе, только в человеке бог.
Чаша смерти ждет тебя – проходя мир, пьешь глоток,
Испытаний мост потом, а иного пути нет.

Просто чтоб узнать друг друга будем следовать любви,
Чтоб любить и быть любимым; вечных в этом мире нет.
Коль Юнуса ты поймешь, вдумайся в слова мои,
Праведность тебе нужна, а другим здесь места нет.

Хаджи* Байрам Вали (1351-1429) – философ, основатель ордена дервишей "Байрам», последователи которого помогали нуждающимся и занимались религиозным просветительством.  Старейшая мечеть Анкары его имени возводилась под нужды этого учения. Главная святыня мечети - размещённая в мавзолее, пристроенном к мечети, гробница великого философа.

*- Хаджи - («паломник» - араб. ‎) — почётное звание, данное мусульманину, который успешно завершил обряд хаджа в Мекку.

Мехмет II Завоеватель (1432-1481) – рука не поднимается написать, что он - выдающаяся личность, но это действительно так и самое известное его завоевание- это осада и овладение Константинополем в 1453году, который далее был превращен в столицу Османской империи, при этом султан спланировал целый ряд серьезных мер по охране и спасению культурных ценностей захваченного города, в том числе сохранил православную церковь Св. Софию (построена в 537г н.э.), преобразовав её в мусульманскую мечеть.

Пири-Реис (тур. Piri Reis (1465—1554 или 1555) — османский мореплаватель, адмирал и картограф. Военно-морскую службу Пири начал в юности и продолжал её вплоть до своей гибели в возрасте 84 лет. Одновременно с подготовкой и участием в морских сражениях Пири-рейс занимался картографией и, исследовав множество источников, он привел их к единому масштабу, свёл вместе, впервые в истории составив карту мира, где в частности изображена южная часть Атлантики, а на другой карте пространство от Гренландии до Кубы. Пири-рейс также опубликовал атлас с описанием навигационных схем побережий и портов Средиземного моря.

Хезарфен Ахмет Челеби (1609 — 1640) — легендарный османский инженер-изобретатель из Стамбула. Перелетев через Босфор на самодельных крыльях в 1632 году, он вошёл в историю как один из пионеров авиации. Правда, единственным подтверждением этому является краткая запись знаменитого путешественника Эвлии Челеби. После многочисленных испытаний в 1632 году Хезарфен спрыгнул с вершины Галатской башни (55 м) и на своих самодельных крыльях перелетел через пролив Босфор и приземлился невредимым в азиатской части Стамбула, т.о. пролетев около 3.5 км.  Султан Мурад IV, наблюдавший за полётом учёного из своего дворца, пригласил Хезарфена к себе и наградил его; но вскоре религиозные лидеры султана заставили его изменить своё решение: Хезарфен Мурад был признан опасным человеком и сослан в Алжир, где умер в возрасте 31 года.

Лагари Хасан Челеби — изобретатель и инженер, в 1633г построил и испытал пассажирскую ракету — конический снаряд с пороховыми камерами и камерой для пилота. Это был первый известный полет пилотируемой ракеты и аппарата с искусственным двигателем. Полет длился около 20 секунд. Топливо закончилось на высоте 300 метров. На вершине полета изобретатель раскрыл крылья, прикрепленные к телу, и спланировал в воды Босфора. Султан наградил ученого. Позже Лагари Хасан Челеби переселился в Крым и там продолжал свои исследования.

Халиде Эдип Адывар (1882-1964) - турецкая писательница, педагог, политик, общественный деятель и военнослужащий. Близкий друг и сподвижница Ататюрка. Получила известность в возрасте 15 лет, когда перевела и опубликовала произведение Эбботта Джейкоба «Мать»*. 

*-Дже́йкоб Абботт (иначе Эбботт; англ. Jacob Abbott, 1803 —1879) — североамериканский писатель для юношества, пастор.

За это она была награждена османским султаном Абдул-Хамидом Орденом милосердия. Писала статьи о равенстве прав мужчин и женщин, указывая, что последние в Турции не заинтересованы их отстаивать. С 1909г работала как преподаватель и инспектор в сфере образования. В 1912 году во время Балканской Войны работала в больницах медсестрой. А в 1920 году она переехала в Анатолию и в должности мед. сестры приняла участие в Освободительной Войне. После войны постоянно занималась общественной и политической деятельностью -  одна из создателей первого Женского Общества в Турции. Всю жизнь испытывая на себе различные формы угнетения и насилия, Халиде Эдип мужественно продолжала свою борьбу за свободу. Основная тематика ее работ такова: любовь между женщиной и мужчиной, любовь к своему народу и к своей родине, свобода и культура. В 1940 году она стала зав. каф. английской филологии в Стамбульском университете. В 1950 она была избрана в Турецкий Парламент, а в 1954 ушла из политики.

Что представляла собой Османская империя с точки зрения простого жителя не титульной нации? В качестве примера рассмотрим историю государственности Болгарии и болгарского языка, поскольку, в действительности, Болгария -  весьма древнее государство, возникшее намного раньше, того времени, когда болгары утратили суверенитет.
Фрагменты истории Болгарии. Современная Болгария является преемницей предшествующих форм непрерывной болгарской государственности с 681 г. н.э. Однако тюркоязычные протоболгары были единым этносом и ранее.
Хронология:
Первое Болгарское царство (681—1018 годы). Столица — Плиска.
Болгария в составе Византийской империи (1018—1185 годы).
Второе Болгарское царство (1185—1396 годы).
Османская Болгария (1396—1878 годы).Около 500 лет!
Княжество Болгария (1878—1908 годы).
Третье Болгарское царство (1908—1946 годы).
Народная Республика Болгария (1946—1990 годы).
Республика Болгария (c 1990 года).

Древнейшим постоянно населённым городом Болгарии является город Пловдив - известен с 1200г до н.э. – фракийское население). К I веку до н. э. фракийские земли вошли в состав Римской империи (между прочим, Спартак был фракийцем). Несколькими веками ранее на побережье возникли греческие колонии, от которых фракийцы переняли греческий язык. После раздела Римской империи в 395 году на Западную и Восточную большая часть территории бывшей Фракии вошла в Восточную Римскую Империю.

Официальной точкой отсчёта существования Первого Болгарского царства является подписание договора болгар с Византией после военного поражения последней (680—681 г.) в устье Дуная, согласно которому Византия обязалась платить болгарам дань. Столицей государства стал город Плиска (ныне для русских старших поколений это слово ассоциируется с названием марки коньяка). В состав государства вошли тюркоязычные протоболгары, славяне и небольшая часть местных фракийцев. Впоследствии эти этносы образовали народ славянских болгар, получивших название по стране и говоривших на языке, от которого произошёл современный болгарский язык.

При царе Симеоне (893-927гг) государство достигло своего геополитического расцвета и включало территории современных Болгарии, Румынии, Македонии, Сербии, восточную часть современной Венгрии, а также южной Албании, часть континентальной Греции, юго-западную часть Украины и почти всю территорию европейской Турции. Столицей стал Преслав. Во времена Бориса и Симеона Болгарское государство пережило небывалый культурный расцвет, начавшийся с изменения существовавшей тогда письменности. 

Болгария в IX-X веках

Около 863г н.э. братья Кирилл и Мефодий* из Солуни (Салоники) по приказу византийского императора Михаила III разработали для записи текстов на славянском языке новую азбуку. Пользуясь этой азбукой, братья выполнили перевод с греческого языка Священного Писания и ряда богослужебных книг.

*-Кирилл и Мефодий родились в византийском городе Фессалоники (Салоники, славянск. «Солунь»). Этнически братья были то ли греки, то ли славяне, то ли болгары, понятно, что историки теперь тянут одеяло на себя. Солунь, где родились братья, был двуязычным городом. Кроме греческого языка, в них звучал славянский солунский диалект, на котором говорили окружающие Фессалоники племена и который лёг в основу нового изобретенного братьями письменного языка, а далее и всего церковнославянского языка. Греческим и славянским языками братья владели, как родными. Во времена Кирилла и Мефодия и много позже славяне легко понимали друг друга и считали, что они говорят на едином славянском языке -  о единстве праславянского языка можно говорить до XII века. Конкретно работа братьев выглядела следующим образом: из славянского солунского диалекта были извлечены все раздельные звуки (фонемы) и обозначены греческими и еврейскими буквами. Получилась довольно сложная азбука под названием глаголица, которую в дальнейшем заменил упрощенный вариант -  кириллица. За сей подвиг Кирилл и Мефодий были причислены русской православной церковью к лику святых.

Как следствие создания письменности, начиная с 886г возник огромный корпус средневековой болгарской литературы. Староболгарский язык, известный ещё и как «церковно-славянский», оказал мощное влияние на христианизацию многих славянских стран (особенно — на Киевскую Русь, крещение Руси в 988г) и развитие славянской культуры, т.е. письменность в Киевской Руси появилась только после крещения.

К какой группе языков принадлежит болгарский язык? Он входит в группу славянских языков - это родственные языки индоевропейской семьи.

Ветви группы славянских языков

Восточная Западная Южная
Белорусский Полабский Болгарский
Древнерусский Польский Македонский
Русский Силезский Церковнославянский
Украинский Словацкий Сербскохорватский
  Чешский Черногорский
    Словенский

Славянское языковое единство распалось около 1300 лет назад, т.е. около VII в н.э. Т.о. болгарский язык не принадлежит к тюркской группе. Это аморфный язык, на формирование которого оказали языки соседствующих народов (на протяжении 500 лет – староосманский), а ранее языки Византии и Греции.

К слову надо вспомнить, как вообще развивалась письменность на Земле. Первыми около XVв до н.э. финикийцы изобрели фонетическое письмо, когда графический знак (графема) привязан к определенному звуку. Одна буква – один звук. Финикийская письменность дала начало нескольким ветвям письменности, в том числе греческой, от которой пошли латинский алфавит и кириллица. Письменность в Греции была заимствована от финикийцев в конце IX- начале VIIIвв. Запись текста «Илиады» по распоряжению тирана Писистрата сделана в VIв до н.э. Поэма описывает события, происходившие во время «Катастрофы бронзового века», начала 12 века до н. э. Т. о., Гомера отделяет от описываемых событий порядка 400 лет.

Полностью утратив независимость (1396г) под властью турок на пять столетий Болгария была разорена, многие города уничтожены, а население сократилось. Земля формально принадлежала султану как представителю Аллаха на земле. Коренное население в сравнении с турками обладало урезанными правами. Судом не принимались показания христиан против турок. Болгары не могли носить оружие, ездить на лошадях, их дома не могли быть выше домов мусульман, а также у болгар было множество других правовых ограничений. Большинство болгар остались христианами, обратившиеся насильственно в ислам болгары — т. н. помаки, в основном в Родопах, сохранили болгарский язык и многие традиции.

Болгары сопротивлялись владычеству турок и поднимали многочисленные восстания, но все они были подавлены. Страна получила независимость после русско-турецкой войны 1877-78гг.

Поскольку в сознании даже многих современных турок сохраняется мысль о превосходстве их нации над всеми прочими, которые проживали ранее и проживают теперь на территории Анатолии, то интересно кратко рассмотреть те цивилизации, которые в прежние времена до турок населяли эти земли.

Краткая история государств на территории полуострова Малая Азия
(этот раздел изложен моим другом историком А.Б. Егоровым) 

Современная карта Турции и граничащих с ней государств

В настоящее время государство Турция занимает весь полуостров Малая Азия, на востоке достигает Кавказа, а на западе около 3% территории (20% населения) государства располагается в Европе.

Примерно с V—IV вв. до н. э. территория полуострова Малая Азия носила у греков название — Анатолия (др.-греч. Ανατολή Anatolē, буквально — восход, восток). Термин «Малая Азия» был впервые введён христианским историком Павлом Орозием (5 век н.э.), для отделения этого региона, обращённого в христианство ещё апостолом Павлом, от остальной Азии.

Первая цивилизация на территории Малой Азии была Хеттская – с 1800 по 1180гг до н.э. Столица хеттов – Хаттуса – была обнаружена Г. Винклером в 1906-1912гг вместе с огромным архивом клинописных табличек. Язык хеттов был расшифрован в 1915г чешским лингвистом Б. Грозным. Хетты, возможно, были самой древней индоевропейской цивилизацией, за которой уже следовали греки-ахейцы. В XV-XIIIвв. до н.э. Хеттская империя была одной из великих держав Востока вместе с Египтом, Вавилонией и Ассирией.  Последующий упадок царства в XII веке до н. э. совпал по времени с общим ближневосточным кризисом, известным как бронзовый коллапс*.

*Бронзовый коллапс — термин, которым археологи и историки обозначают переход от бронзового к железному веку на древнем Ближнем Востоке и в Восточном Средиземноморье (Левант, Малая Азия и Греция). В этом регионе смена эпох была связана с катастрофическими изменениями в общественном укладе, климате, войнами, утратой многих производственных и культурных традиций, в том числе письменности, разрушением крупных государств и многих городов того времени. На большой территории наступает период «тёмных веков».

Падение Хеттского государства, вероятно, произошло как следствие двойного нашествия:» народов моря» с Запада (ахейцы, филистимляне, этруски и др.) и с Востока (урарту и хуториты0, которые впоследствии образовали армянский народ.

Древний Восток около 1220г до н.э., т.е. незадолго до «катастрофы бронзового века». Синий цвет – Новохеттское царство, зеленый – Средне ассирийское царство, желтый - Новоегипетское царство, фиолетовый – микенская цивилизация.

Расцвет ахейского (микенского) мира приходится на XIV-XIIIвв. до н.э. Происходит мощная экспансия ахейцев на юге и западе Малой Азии, на островах Родос и Кипр. По хеттским документам известна держава под названием, Ахийява, являющаяся суммарным обозначением зависимых от Греции территорий, с её материковой частью на Балканах во главе. Важно отметить, что Троянская война была не локальным событием, а глобальным противостоянием, с одной стороны, микенского мира (Микены, Тиринф, Пилос, Афины и др.), с другой стороны, не только народов Малой Азии, но и египтян и амазонок Причерноморья.  Не было ли это отражением борьбы Восточных государств (прежде всего хеттов, чьим вассалом являлась Троя) с «народами моря»? Гомер знал об этом грандиозном конфликте, но хеттов он не упоминал. В итоге Троянской войны войсками ахейцев, прибывших из континентальной Греции, Троя была взята приступом, разграблена и разрушена.  Хеттская империя прекратила свое существование около 1200г до н.э. (условная дата), по Эрастосфену падение Трои – 1195г до н.э., Гомер жил около VIII в до н.э. Таким образом, «Илиада» может являться отражением событий, связанных с падением Хеттской империи?

Троя на карте Турции. «Троя» и «Илион» два разные названия одного и того же города в Малой Азии, у входа из Эгейского моря в пролив Дарданеллы.

Современный вид крепостных стен Трои (вероятно, гомеровской)

Культурные слои города Трои

Троя I - самые древние археологические следы Трои датируются 2900 — 2500 гг. до н. э. Это была небольшая крепость с массивными стенами, воротами и башнями, сложенными из неотесанного камня - уничтожена пожаром.

Троя II (2500-2300 гг. до н.э.) - период раннебронзового века. В этом слое было обнаружено много кладов, в том числе и клад, обнаруженный Шлиманом, якобы „Клад Приама». Этот город также был разрушен.

Троя III, IV и V (2300—1800 гг. до н. э.). Троя V также была уничтожена пожаром.

Троя VI и VII - в этот период в Трое построен огромный новый царский дворец-цитадель. Сложенные из обтесанного камня и усиленные массивными башнями новые крепостные стены города имели в толщину от 4 до 5 м. Всё это говорит о богатстве, расцвете и могуществе Трои в этом периоде. Но большие вертикальные разломы на крепостных стенах в VI-ом культурном слое Трои (1800-1250 гг. до н.э.), свидетельствуют о том, что произошло сильное землетрясение. После землетрясения на месте разрушенного поселения вновь начала зарождаться жизнь.

Троянская война и события, упомянутые Гомером в «Илиаде», затронули либо Трою VI, либо Трою VII (1250-1025 гг. до н.э.).

Троя VIII и IX - заброшенную Трою греки заселили спустя 250 лет, то есть во времена жизни Гомера. Поначалу на месте старой Трои возникло небольшое поселение, потом город разросся. На территории Трои был храм Афины, и святилище для жертвоприношений (900-85 гг. до н.э.). По словам Арриана (древнегреческий историк и географ), Александр Македонский совершил паломничество в Трою и посетил храм Афины. С ростом могущества Римского государства возникла легенда о том, что именно потомки троянца Энея основали Рим. Поэтому римляне чтили Трою и по указанию Юлия Цезаря и императора Августа храм Афины был перестроен и расширен.

Троянская кампания была последним большим успехом ахейцев-эолийцев, вероятно, они не справились с внутренними противоречиями, своими внешними устремлениями и агрессией извне.

Вторжение дорийцев. В конце XIII начале XII вв до н.э. на материковую Грецию (на Пелопоннес) с севера вторглись северобалканские варвары, часть которых составляли дорийцы. Уничтожив микенскую цивилизацию, основная масса завоевателей ушла обратно на север, а дорийцы расселились на большей части Пелопоннеса. Вторжение варваров спровоцировало сильнейший регресс (1150-1050гг до н.э.) греческой цивилизации, затем начался медленный подъем (1050-900гг), переросший в «революцию» VIII-VIвв до н.э. Аналогичная ситуация была и в восточном мире (Вавилон, Египет, Ассирия – почти полное исчезновение письменных источников в конце XI-Xвв. до н.э.) В Малой Азии после падения Хеттской империи также начался длительный период дезинтеграции (около XI-IX вв до н.э.).

Центрами сохранения греческой цивилизации, а затем центрами «греческого чуда» VIII-VI вв. и одновременно центрами колонизации стали те территории, куда бежали носители микенской цивилизации – это, прежде всего, города Малой Азии: Милет, Смирна, Эфес, острова Хиос, Лесбос, Самос, а также остров Эвбея, города Аргос и Афины. При этом греки не занимались открытием новых земель, а следовали уже проторенными путями финикийцев, вытесняя предшественников. В итоге колонизации греки освоили большую часть берегов Средиземного, Черного морей и Приазовье, не проникая вглубь суши, а ограничиваясь побережьем. В свою очередь финикийцы колонизировали юг Средиземного моря, Север Африки, Кипр и часть Сицилии. Благодаря колониям греческим полисам удалось значительно увеличить объём торговли и создать предпосылки для господства греческих торговцев в Средиземноморье, а также расширить сферу распространения греческой культуры. Всего за время колонизации было выведено несколько сотен городов-колоний, общее население которых составляло 1,5 - 2 миллиона человек. Обсуждаемая колонизация VIII-VI вв до н.э была важнейшей составной частью колоссального прогресса греческой цивилизации во всех сферах – экономики, техники, философии, науки и искусства. Греческий мир вышел из периода «темных веков» времен Гомера и совершил количественный и качественный скачок.

Греческая колонизация Средиземноморья к 4 веку до н. э.
Красные прямоугольники – греческие полисы. Желтые – финикийские. Белые – прочие.

Возрождение цивилизации происходило и на востоке Малой Азии. Во второй половине VIII в до н.э здесь появилось Фригийское царство, а затем его преемник – Лидийское царство* (685-546гг). В период до персидского нашествия и падения Лидии отношения греческого Запада и государств восточной части Малой Азии были конструктивными.

В период с 13-го до 7 вв до н.э в том числе в Малой Азии доминировала Ассирия (это государство существовало с 24-го века по примерно 615-605гг до н.э., когда оно было уничтожено в ходе войн с Лидией и Вавилоном.

* — Лидийское царство (670-550г до н.э.). В начало VII в. до н. э. Лидия приобретает самостоятельность после распада Фригийского царства. Середина VI в. до н. э. — расцвет Лидийского царства в период правления Крёза, при нем чеканились монеты из электрума (природного сплава золота и серебра); но в 546 г. до н. э. — вторжение персов под предводительством Кира на территорию Лидии, разгром войска и гибель Лидийского царства. 

Царства Передней Азии примерно в 600г до н.э.

Ми́дия — древнее восточное государство, а также область, населенная ираноязычными племенами. Мидийское царство существовало в 670 до н. э. — 550 до н. э. Другое название племён Мидии — арии (Геродот. VII, 62).

Персидское государство. Первое иранское государство было основано в VII веке до н. э. племенем мидийцев. Ещё в V веке до н.э. греки называли персов мидийцами. Основатель персидской монархии Кир Великий (558—529 до н. э.), происходивший из рода Ахеменидов, завоевал всю Западную Азию и всю восточную часть иранского мира до Сыр-Дарьи; его столицей был город Пасаргада в Фарсе. Камбиз II (529 до н. э.—522 до н. э.) присоединил к этим завоеваниям Древний Египет и часть Эфиопии. Дарий I упрочил престол Ахеменидов, ввел в обращение золотую монету – дарик. Пределы государства были расширены покорением некоторых среднеазиатских и индийских народов и подчинением части Балканского полуострова; при нём же окончательно утвердилась религия Зороастра. К религиям покорённых народов персидское правительство относилось с величайшей терпимостью. Впрочем, после образования империи Кира Великого отношения Запада и Востока, и, соответственно, положение в Малой Азии было весьма нестабильны. Это был период греко-персидских войн (500-449 гг до н.э.) и кризис их отношений в IV в. до н.э.

Государство Ахеменидов в 520 г до н.э.

Затем македонский царь Филиппп II подчинил себе греков (359-336гг до н.э.), а в 334-323гг до н.э. состоялся поход Александра Македонского, который изменил всю историю мировой цивилизации.

Империя Александра Македонского и ее раздел

Период эллинизма (323-30гг до н.э.) был для Малой Азии крайне неспокойным. После смерти Александра в 323г до н.э.  начался период войн, более кровопролитных, чем сам первоначальный поход и спустя 20 лет держава его имени прекратила существование. Наиболее крупными из ее частей были три царства: Селевкидов, Птолемеев м Македония. Помимо них на территории эллинистического мира возникали и претендовали на гегемонию разные национальные и наднациональные государства и все это сопровождалось почти непрерывными войнами.

Рим, государство Селевкидов и Парфия в 200г до н.э.

Тем временем римляне, успешно завершив Вторую Пуническую войну (201г до н.э.), стали сильнейшей державой в Средиземноморье и приступили к завоеваниям. Начав с его западной части римляне в ходе трех Македонских войн к 168г превратили Македонию в свою провинцию. Между 120 и 80-ми гг. Рим был занят собственными внутри гражданскими проблемами, за это время Понтийской государство стало региональной сверхдержавой при Митридате VI Эвпаторе, но в ходе трех Митридатовых войн Митридат был римлянами разгромлен. А в 30г до н. э и Египет стал римской провинцией, и это события положило конец эллинистическому периоду истории. Малую Азию римляне разделили на несколько провинций (Азия, Вифиния, Понт, Ликия, Памфилия, Киликия, Каппадокия и Галатия). Романизации населения, однако, не произошло, и регион остался преимущественно греческим и/или эллинизированным. Крупнейшим городом региона в этот период был Эфес (не менее 250 тыс. жителей).

Римский период (47г до н.э.  - начало III в. н.э.)  в жизни Малой Азии стал уникальным благодаря миру и процветанию. История Малой Азии стала летописью местного самоуправления, строительства городов, роста благосостояния и культуры жителей. Малая Азия была центром распространения христианства. А во II в. н.э. при императорах Антонинах произошло наиболее значительное предоставление римского гражданства населению Малой Азии.

Позднеантичный период (180-395гг н.э.). Кризис, продолжавшийся с 180 по 295гг н.э. фактически разрушил в империи все, что было достигнуто при Августе и в последующие два века. Повторные нападения германцев и персов вызвали огромные материальные, людские и экономические потери, почти «до нуля» упал уровень культуры.

Как и вся империя Малая Азия сильно пострадала от кризиса, но все же основные сражения происходили на иных территориях и неудивительно, что именно Малая Азия стала главным центром» позднеантичного возрождения» в IVв н.э.

Сюда перемещается центр империи во времена Диоклетиана (284-305гг н.э.) и Константина (305 -337гг н.э.), здесь возникает Константинополь (324г н.э.), восточная столица империи, Византии, где отныне живут все императоры и вокруг чего строится вся жизнь Восточной империи. До османского завоевания в XV веке Константинополь создавался как христианская столица в противовес «языческому Риму», и только постепенно Рим превратился в другую также христианскую столицу.

Реформы Диоклетиана и Константина вызвали возрождение огромной державы – была создана стройная (и одновременно коррумпированная) администрация, сильная армия, восстановлен сбор налогов, во многом наладилась жизнь городов и сельского населения. Впрочем, войны не затихали, на IV век пришлись война с Ираном (337-364гг) с германцами и гражданские войны. Этот период завершился разделом Империи (395г н.э.). Весьма опасным была неустойчивость религиозного мира, и все гражданские войны имели религиозное содержание. Хотя законы Константина постепенно создали христианству статус господствующей религии, тем не менее, борьба христианства и язычества продолжалась вплоть до 90-х годов IV века.

Культура IV века стала, вероятно стала «ренессансом» античной культуры и в её возрождении участвовали как сторонники христианства (Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и др.), так и представители «язычества» (Юлиан Отступник и др.). Вероятно, особую роль в возрождении культуры играла Малая Азия – была заложена основа будущей христианской культуры на Западе и особенно – на Востоке.

Раздел Империи в 395г - это своеобразный финальный свисток для Западной её части. Основной поток нашествия варваров (остготы, вестготы, вандалы, аланы, франки) направлялся на Запад, и в 50-70-е гг V века Западная Римская империя перестала существовать. На территории Западной Европы образовались многочисленные варварские королевства и главными из них были: королевство Вестготов в Испании, Остготов в Италии, Франков в Галлии, и Вандалов в Африке.

Пик кризиса в Западной Европе пришелся на VI-VIII вв. Видимо «процесс падения» закончился в эпоху Карла Великого (768-804гг), когда были созданы основы европейской государственности. А устойчивый подъем, видимо, начался в IX-Xвеках с зарождением национальных государств в Германии, Англии и Франции.

Отметим, что Киевская Русь эпохи Ярослава Мудрого (1019-1054гг) и Владимира Мономаха (1111-1125гг) несмотря на постоянные войны с печенегами и половцами именно по данной причине оказалась в положении «барьера», сдерживающего вторжения восточных кочевников, которые доходили до Европы уже значительно ослабленными. Аналогичную роль играла Византия. 
Византия в VI-XII. Падение Западной Римской империи спасло Восточную империю, которая также сильно пострадала от событий V века, но сумела их преодолеть. Медленным выходом из кризиса отмечено длительное правление Феодосия II (408-450гг.) Расцвет империи забрезжил при Анастасии I (491-518гг), а грандиозную реставрацию осуществил Юстиниан I (527-568гг). Восстановление мощи Византии, т.е. её завоевательная политика изменили карту Европы: исчезли королевства Вандалов (533-545гг), Остготов (534-554гг), было ослаблено королевство Вестготов (549г), а в 553г разбито войско франков. Была реорганизована администрация империи, построена мощная сеть дорог с крепостями и был издан фундаментальный свод законов. Православие законодательно стало единственной верой. Конечно, одновременно было много сложностей и неудач, в том числе тяжелая война с Персией (542-561гг), борьба с мощным вторжением гуннов, булгар и аваров (с перерывами с 550 по 561гг). Страшная эпидемия чумы в 542г унесла жизни у 2/5 населения столицы.

Восточная римская империя (Византия) при Юстиниане I (527-568гг)

Во второй половине VI века Византия теряет свои позиции. Война шла на всех фронтах и, как всегда в истории Византии, главный удар наносился с Востока. В 622-629гг Византия и Иран начали глобальную войну, которая шла с переменным успехом, но в 634г обе совершенно обессиленные империи стали жертвой новой зародившейся великой державы – Арабского Халифата.

Арабы побеждали в сражениях и с византийцами, и с персами, в 638-642гг заняли Египет, Месопотамию и Армению, а в 649г дошли до территории бывшего Карфагена. Византия ужалась до территории Малой Азии и Балканского полуострова.

Далее на протяжении всего VII в. арабы наступали в Малой Азии. В 673-677гг. Константинополь едва выдержал осаду, и в то же время славяне наступали на Балканах. Только к 740г Византия отстояла свое существование, но разрушения и дезинтеграция общественной жизни были колоссальные: исчезла крупная торговля, землевладение, ремесла, упадок поразил строительство, и экономика стала восстанавливаться только в VIII-IX вв.

Новое возрождение Византии произошло в период правления Македонской династии (887-1025гг). Арабское наступление, бывшее главным угрожающим фактором с VII по Xвв, было, наконец, остановлено, а к началу X в. Халифат распался.

При императоре Василии II (976-1025) главным противником Византии была Болгария и к 1019г она была полностью разгромлена, и как единое государство, прекратило существование. При этом императоре Византия стала экономически самым развитым государством Европы, а Константинополь – главным мировым центром производства, дипломатические отношения существовали со всеми европейскими государствами. В славянских странах – Болгария, Киевская Русь, Сербия было проведено крещение.

В 1071г с Востока пришла новая угроза в лице турок-сельджуков. Византийцы никогда не сдавались и императору Алексею I (1081-1116гг) удалось последовательно отбить нападения норманнов, сельджуков и печенегов, в том числе, хотя и с большим трудом, направив против турок силы Первого крестового похода (1097-1099гг). Тем не менее, сельджуки оказались крепким орешком, и в 1176г они разбили православное воинство Византии, после чего от неё отложились Сербия и Болгария, а IV Крестовый поход (1204г) закончился распадом Византии. Тем не менее, восстановившись в 1261г, как птица Феникс, Византия отныне обладала только северо-западом Малой Азии и некоторыми областями Греции.

Османская Империя (1299-1914гг). Образовалась исходно в пределах Конийского султаната сельджуков.  В XI веке бо́льшая часть Византии была захвачена турками-сельджуками, создавшими в центре Малой Азии своё государство — Конийский султанат*.

* — Конийский (сельджукский) султанат (возник в 1077г, распался в 1307г н.э.) средневековое тюркско-мусульманское государство в Малой Азии, в котором сочетались элементы городской иранизированной культуры, скотоводческие и военные навыки простых кочевников, а также древние ремесла и культура покоренных местных христиан (армян и греков). Отторгнув у Византии земли, султанат оттеснил и ассимилировал преобладавшее здесь до конца XI века христианское население. В результате внутренних распрей и вторжения монголов Конийский султанат к 1307 году претерпел метаморфозу, распался на ряд бейлѝков*, и один из них со временем превратился в Османскую империю.

* — Османский бейлѝк (один из многих) назван по имени Османа I, им управлявшего. Осман I (1299-1314гг) и правивший далее Урхан (1324-1359гг) закрепились в самой Малой Азии.

Конийский султанат и бейлики в 1300г

Далее турки начали вторжение на Балканах, в 1362г заняли Адрианополь, потом постепенно заняли почти весь Балканский полуостров, разбив в 1389г войска крестоносцев при Никополе. В 1402г турки османы встретились при Анкире с новой силой – Тамерланом и после поражения в этой битве османы приходили в себя и копили силы вплоть до 30-х годов XV века.

При султане Мураде II (1421-1451гг) кольцо вокруг Константинополя всё более сужалось, а новый султан Мехмет II (1451-1483гг) в апреле-мае 1453г взял штурмом Константинополь и объявил его столицей своей империи, наследницей Византии. Интересно, что свергнув власть Золотой Орды в 1480г, Иван III также объявил, что Русь является наследницей Византии (но теория «Москва- третий Рим» была сформулирована позднее). Турки тем временем продолжали наступление по всем радиусам – в 1459г захвачена Сербия, в 1463г – Босния, в 1476г – Валахия, в 1475г – Крым, в 1501г Молдавия.

И на уже перечисленных завоеваниях Османская империя не остановилась. В первой половине XVI века при Селиме I и Сулеймане I Великолепном империя объединила весь исламский и арабский мир, угрожая Южной Европе и всему Средиземноморью. Победив в турецко-иранской войне (1514-1515гг) турки захватили Курдистан, Армению, Северную Месопотамию, Сирию, Палестину, Ливан, Египет и позже Алжир.

Динамика роста территории Османской империи в 13-17вв.

В Европе захватнические действия турок-османов столкнули их с Империей Габсбургов (Испания, Нидерланды, юг Италии), с Речью Посполитой (Польша, Литва, Эстония, Белоруссия, Украина), а поддержка турками татар (Казань и Крым) столкнула османов с Русским государством.

Русско-турецкие войны XVII-XVIIIвв. В течение 2-х столетий между многочисленными войнами этих двух государств были лишь краткие перемирия. В изложении российских историков победы как на суше, так и на море гораздо чаще доставались русским, но территориальные завоевания накапливались крайне медленно. Все же в итоге этих войн России был обеспечен устойчивый выход к Черному морю, а в 1772г под её покровительство перешел Крым.

В первой половине XIX века русско-турецкие и русско-иранские войны закрепили успехи России на Кавказе. Грузия вощла в состав России в 1801г, а Восточная Армения в 1829г. В 30-е годы XIX в. Османская империя была на грани распада, Греция обрела независимость, а Египет и Алжир прибрали к рукам Великобритания и Франция. Николай I в 1852г предлагал европейским державам разделить Османскую Империю, причем, сам, конечно хотел получить проливы. В 1853г началась Крымская война первоначально между Россией и Турцией, но политическая ситуация стремительно менялась и в результате противник России - Турция оказалась в компании с европейскими странами, что и спасло Османскую Империю от разгрома. Но зато война России с Турцией в 1877-78гг была чистой победой русских, в результате которой независимость получили Болгария, Черногория, Сербия и Румыний, а Россия приобрела новые территории на Кавказе.

По итогам Первой мировой войны Османская империя распалась, была провозглашена Турецкая республика, которую возглавил Мустафа Кемаль, он же Ататюрк (1881-1938). Этот человек -  общая любовь жителей Турции, везде на улицах в его честь стоят памятники, а в помещениях висят его портреты. Он родился в Греции, что, вероятно, имело большое значение, поскольку выходцы из этой части Оттоманской империи были лучше образованы и по-европейски смотрели на мир, в сравнении с турками-анатолийцами. Во главе армии, благодаря своему военному таланту он спас страну от раздела после поражения в 1 мировой войне. Именно Ататюрк сделал Турцию светским государством, упразднив все законы и обычаи “султанского времени”. Он ликвидировал султанскую власть и сделал Турцию республикой, ввел светское обучение, отменив религиозное; провел реформу одежды, ввел кодекс законов по образцу европейских стран, разделил церковь и государство, ввел латинский алфавит (то есть законодательно ввел запись звуков разговорной речи жителей Турции буквами латинского алфавита. Это, как если бы в 1950г И.В. Сталин ввел в СССР запись звуков русской речи латинскими буквами, например: “Shiroka strana moja rodnaja…”). Кроме того, Ататюрк дал избирательные права женщинам, изменил законодательство и существующие традиции школьного образования по всем предметам, и в частности в преподавании родного языка. Ранее к османскому языку было пренебрежительное отношение, необходимым считали владение персидским и арабским языками. После Ататюрка менталитет турок изменился в целом, хотя имперское наследие еще сохраняется. 

Естественно, Ататюрк все это сделал не один, у него были помощники и единомышленники. Но он генерировал идеи и умело подбирал людей для их реализации. С кем Ататюрк трудился рука об руку, осуществляя реформу новотурецкого языка? Как ни удивительно, но это был армянин Акоп Мартаян (Дилячар)*.
* — Агоп Дилячар (арм. Акоп Мартаян,1895 — 1979 г.) — турецкий лингвист армянского происхождения, специалист по тюркским языкам. Владел 12 языками: помимо армянского и турецкого, Дилячар знал английский, греческий, испанский, азербайджанский, латинский, немецкий, русский и болгарский. Он основал современный турецкий алфавит на основе греческого языка.

Армянин по происхождению, с рождения носил имя Акоп Мартаян. Изучал английский язык в местной американской школе, потом учился в Роберт-колледже. После завершения учёбы он служил офицером второй дивизии Османской армии. Был награждён за храбрость, благодаря знанию английского языка он служил переводчиком в турецкой армии для британских военнопленных. Был арестован и доставлен в Дамаск по обвинению в тайных контактах с британскими военнопленными. В Дамаске его впервые представили Мустафе Кемаль-паше, который командовал седьмой дивизией Османской армии. Мустафа Кемаль был впечатлен интеллектом Дилячара и добился для него помилования. С 1919 г. он вернулся в Стамбул, где работал преподавателем английского языка в Роберт-колледже, женился и переехал в Болгарию, где преподавал османский турецкий язык и древние восточные языки. В 1928 г. в Турции было принято решение о переводе турецкого языка на латиницу. В 1932 г. Дилячар был приглашен в качестве лингвиста на Первый Конгресс турецкого языка, который проходил под руководством Ататюрка. Мартаян продолжил свою работу в качестве генерального секретаря недавно созданной Ассоциации турецкого языка в Анкаре.  Агоп Мартаян предложил имя Ататюрк Мустафе Кемаль-паше. Преподавал историю и язык в Университете Анкары. Был главным советником Турецкой энциклопедии. Трудился в области лингвистики в Ассоциации турецкого языка до своей смерти в 1979 г. в Стамбуле.

Представления жителей Османской империи, отчасти трансформированные в идеи современных турок о том, что цивилизации, существовавшие ранее на территории Малой Азии, были в культурном и историческом отношении ничтожны, не выдерживают никакой критики.  Приведем сравнение по длительности существования цивилизаций:

Ассирия: основание в 2500 гг до н.э., гибель в 609г до н.э. - ок. 1900 лет.

Персия (Иран): первая Персидская империя VI в до н.э.- Иран существует и поныне - ок. 2600лет.

(Западная) Римская империя - 1229 лет

Восточная Римская империя -  1058 лет.

Россия – 1158 лет

Османская империя: Османское государство с 1299г – Турция существует поныне. - 721год.

Вернемся к нашему герою — Виктору Григорьевичу Гузеву. Его научные интересы следующие:

  1. Тюркская грамматика.
  2. Древнетюркское руническое письмо в свете общей теории письма
  3. Сравнительная грамматика тюркских языков
  4. История тюркологии

​​​Читаемые Гузевым В.Г. курсы:

1. Древнетюркская руническая письменность – орхоно-енисейская письменность, применявшаяся в Центральной Азии для записи тюркских языков в VII-IXвв. Алфавиты других тюрков, древних венгров, булгар сходной формы также называют рунами. Их родство с германскими рунами не установлено.

Пример орхоно-енисейской записи:  написано слово ТЕНГРИ, название верховного божества тюркских и монгольских народов.

Пример рунических записей древних германцев:

Руническая письменность использовалась древними германцами с I-II по XII вв. на территории Дании, Швеции, Норвегии, и по X-XIII вв.  в Исландии, Гренландии. Руны (символы) вырезались на камне, кости, древе, металле. После принятия христианства руническая письменность у этих народов была вытеснена латиницей.

А у тюркских народов к XIII веку древнетюркский алфавит был полностью вытеснен арабским в связи с принятием ислама.

2.Староосманский язык – далее следует цитата из книги В.Г. Гузева «Староосманский язык», «Наука», М., 1979. «Этот язык доступен исследованиям с XIIIв. Его хронологические рамки XIII-XVвв., т.е. когда Конийский султанат пришел в упадок, а Османское государство зародилось и расширилось. Его территориальные границы – Анатолия, отчасти Армянское нагорье, Сирийское плато и Верхняя Месопотамия. Термин «староосманский» - условный, его ранние памятники созданы до возникновения Османского государства (1299г)». 

Виктор Григорьевич рассказывал, что среди его коллег периодически возникали дискуссии по фундаментальным вопросам, в частности по определению таких понятий как язык и речь. Ни в коем случае не претендуя на способность оперировать этими понятиями приведем некоторые определения, поскольку они интересны в рамках представленного изложения материала по тюркологии.

Общие представления о мышлении, речи и языке

Мышление – это отражение окружающего мира в психике субъекта, с установлением связи между объектами познания. Субъект сообщает результаты своего мыслительного процесса себе подобным, обращаясь к ним с речью на том языке, который он знает лучше всего (скорее всего, на родном). Членораздельная речь и человеческие языки общения появились около 1.7-2.0 млн. лет тому назад, но, возможно, речь в виде нечленораздельных звуков возникла раньше языка.
Важнейшие достижения homo sapience включают в себя прямохождение, использование орудий и речь. Дадим несколько определений термина речь.

Речь (устная) – это материальная (звуковая) форма языка, это язык в действии (по С.Л. Рубинштейну). Без речи язык скрыт, а посредством речи язык осуществляет свое коммуникативное назначение. Речь (внутренний монолог или экспрессивная речь на определенном языке) позволяет связать представление (понятие) со словом. В результате мысль обретает в слове материальную оболочку (по Л.С. Выготскому). Речь по числу используемых образов бесконечна и многообразна.

В свою очередь язык конечен и представляет собой систему знаков в виде небольшого числа звуков (фонем)* и набора правил для их (знаков) использования. Например, в английском языке 40 фонем при 26 буквах алфавита – такое соотношение сложилось, поскольку некоторые фонемы образуются буквосочетаниями, например, th [ ð ]в слове this.

*- Фонема (др.-греч. φώνημα «звук») — минимальная смыслоразличительная звуковая единица языка, обозначающая конкретный звук речи. Этот термин ввели лингвисты Н. В. Крушевский и И. А. Бодуэн де Куртенэ. Свойства фонем:

  • при замене одной фонемы на другую получится другое слово (<д>ом — <т>ом);
  • при изменении порядка следования фонем также получится другое слово (<сон> — <нос>);
  • при удалении фонемы также получится другое слово (т<р>он — тон).

Дадим ещё иные определения терминов язык и речь.

Язык — это оязыковленная часть мышления (по Бодуэну де Кортуне), приспособленная для коммуникации. Можно внести уточнение – это представленная в кодированной форме конкретного языка часть мышления, приспособленная для коммуникации. Можно сказать иным образом: язык – это знание, которое может существовать материально в трех формах: в виде звукового ряда (фонем), в виде письменного ряда знаков (графем), в виде жестов – азбука для глухонемых.  А (устная) речь – это материализованный (в звуковой форме) посредством языка вид общения между людьми.

Язык – это объективная и дифференцированная система кодов, обозначающая не только признаки и предметы, но и связи и отношения (по А.Р. Лурия).

А также, вероятно, имеет право на существование мнение, что речь - это главная часть коммуникативной функции* целостного организма человека (наравне с другими функциями, такими как обменная, поисковая, репродуктивная, регулирующая и др.), а язык – это инструмент, посредством которого и осуществляется коммуникативная функция.

* — Физиологическая функция организма - это проявление специфической деятельности клеток, тканей, органов и систем организма, направленных на приспособление его к условиям внешней среды.

В Таблице 1 представлено сравнение между речью и движениями верхней (-их) конечности (-ей), как функциями организма (при этом механизм зарождения команды не рассматривается).                      

Таблица 1

Управление функции

Часть тела и функциональный комплекс тканей

Функция

Проводящие пути от двигательной зоны в коре головного мозга до мышц и суставов исполнительного органа (тканей)

 Рука, кисть и пальцы

Движение в суставах конечности и, после соответствующей команды сознания, творческая активность

Проводящие пути от зоны Брока в коре головного мозга (моторная организация речи) к речедвигательному аппарату

               

                Речедвигательный аппарат (гортань, голосовые связки, язык, нёбо, зубы, губы, носоглотка)

Произнесение звуков и, на определенном этапе развития, осмысленная речь

Язык представлен в сознании человека в следующих последовательных формах: первично в виде не имеющих словесной формы идей, далее в виде мыслей, облеченных в словесную форму (на привычном для субъекта языке) и, наконец, в форме произнесенной речи и далее при необходимости (в виде письменной речи) - путем записи звуков буквами. Т. о. в устной речи передача информации проходит следующие этапы:

 

Слуховое восприятие устной речи с декодированием (расшифровкой) системы звучащих фонем носит название – устная импрессивная речь.

А зрительное декодирование текста, т.е. системы графем (рисунков букв алфавита) на определенном языке носит название – письменная импрессивная речь.

Следует твердо сказать, что сам же Виктор Григорьевич Гузев своей деятельностью на протяжении жизни всегда был доволен, поскольку все время занимался любимым делом и создавал новое знание, в том числе готовил фундаментальную информацию для создания будущего, отвечающего всем предъявляемым требованиям машинного перевода, который пока, к сожалению, находится в зачаточном состоянии.

Увы, он ушёл из жизни в 2021году.

08.03.24г.